Бег и мотоциклы

Бег и мотоциклы

Текст: Николай Богомолов
Фото из архива организаторов

Что общего у бега и мотоциклов? Больше, чем кажется. Например, мотоциклисты принимают участие в организации сложных беговых соревнований на труднодоступных территориях. «Мотоэксперт» побегал по горам в окрестностях Новороссийска и увидел, как большие эндуро BMW GS помогают участникам забега «Маркотх».


Беговой бум уже несколько лет шагает по России. Становится больше бегунов, беговых клубов, забегов. Бег на длинные дистанции люди используют в качестве универсальной системы для похудения, оздоровления, отдыха, туризма, самосовершенствования. Казалось бы, причём тут мотоциклы? Но между двумя видами активности обнаруживается множество точек соприкосновения. Водители самого быстрого наземного транспорта полюбили самый быстрый способ передвижения на своих двоих за схожее ощущение скорости, свободы и универсальности. Приличную часть мототусовки можно наблюдать на тренировках и соревнованиях, а производители поддерживают крупные беговые соревнования. Завод BMW спонсирует несколько крупных международных марафонов, а российское представительство баварского концерна не первый год поддерживает забеги внутри нашей страны. В прошлом году автомобили и мотоциклы BMW обслуживали московскую марафонскую серию.

В этом сезоне компания попробовала новый для себя вид активности. Большие эндуро BMW GS пришли на помощь организаторам внедорожного забега «Маркотх». Внедорожный бег или трейлраннинг очень популярен за рубежом и быстро развивается у нас в стране. Особенно ценятся горные забеги. Это не только серьёзное испытание навыков и физических кондиций, но и интересные маршруты с красивейшими видами. Участники одновременно получают нагрузку и дух соперничества, как в спорте, и туристические впечатления от единения с природой. «Маркотх» относится как раз к таким забегам. Он получил название в честь горного хребта, соединяющего Новороссийск и Геленджик. По горным меркам высота у него не очень большая, 700 метров, но для бега более чем достаточно.

Подготовить горный забег очень сложно. Организаторы напряжённо работают несколько месяцев, чтобы организовать инфраструктуру и трассу, отвечающую целому набору требований. Она должна быть живописной, технически сложной, при этом сравнительно безопасной, чтобы участники не травмировались. Нужно предусмотреть разметку, пункты питания, эвакуации, исключить «срезки», в общем, учесть множество моментов, без которых забег либо не получится вообще, либо принесёт больше огорчений, чем удовольствия. Проблема в том, что места труднодоступные, кое-где пешком пройти трудно, не говоря уже про езду на автомобиле. А протяжённость маршрутов очень большая: 109, 56, 25 и 4 км. Всё надо многократно осмотреть, разметить, проверить и перепроверить. И здесь в работу вступили мотоциклы. BMW R 1200 GS прекрасно подошли для этих условий. В отличие от автомобилей и квадроциклов, они могут проехать по узкой тропе между деревьями, а перед лёгкими эндуро имеют преимущество в грузоподъёмности и к тому же могут посадить пассажира.

Крутые каменистые склоны, глубокие колеи, броды мотоциклы преодолели без особых проблем. Самая ответственная часть работы началась после старта забега. Мотоциклистов расставили в наиболее сложных и опасных местах. Там они патрулировали трассу на случай, если кто-то травмируется или просто плохо себя почувствует, указывали правильную дорогу на сложных малозаметных развилках, давали бегунам питьё и еду. Поскольку соревнования шли почти сутки, стартовали до рассвета и финишировали после заката, мотоциклетной группе поддержки пришлось непросто, хоть и не так тяжело, как бегунам.

А бегуны на «Маркотхе» получили полный набор трудностей. Сразу после старта начинался подъём на гору, на которую снизу даже смотреть было страшно. Причём сложность его не только в уклоне и протяжённости, но и в покрытии: под ногами лежали острые камни от мелких и сыпучих до крупных, об которые отбивались и подворачивались стопы. Когда через несколько километров пульс зашкаливал, и возникало единственное желание – побежать вниз, начинался спуск. Крутой, длинный и скользкий, с которого надо сбегать на скорости, рискуя упасть, подвернуть стопу или отбить пальцы. Очень быстро начинаешь скучать по подъёмам, где медленно и тяжело, но не так опасно. Хотя иногда и подъёмы доходят до такого градуса, где приходится хвататься за кусты и траву, чтобы не свалиться. Если дорога шла по относительно плоскому грунту, то с глубокими колеями. Периодически ситуация осложнялась холодным сильным ветром, палящим солнцем, бродами, колючими ветками. Сложности отчасти компенсировали великолепные виды на горы, на Новороссийск, на индустриальную громаду и карьер цементного завода. Сверхмарафонские дистанции 56 км (набор высоты – 2300 м) и 109 км (3600 м) оказались тяжелейшим испытанием для участников. И даже 25-километровый маршрут с «небольшим» набором высоты 1300 м не был лёгкой прогулкой. Время прохождения и нагрузка на организм приблизительно соответствовали асфальтовому марафону. На него команда BMW выставила трёх участников, в том числе заместителя главного редактора «Мотоэксперта». Также сотрудники BMW и профильные журналисты пробежали горную эстафету четыре этапа по четыре километра, поучаствовав не только в организации забега, но и в спортивной его части.

< Программа реновации пластикаЖюльен Дюпон: «У меня было две карьеры» >
5 Мая 2018 08:49 Николай Богомолов