Название компании Motobecane состоит из двух слов: moto – это в переводе не нуждается, и bécane – аналог нашего сленгового «байк». То есть это просто «мотобайк». Ударение на слог «bé».
Компания была создана во Франции в далёком 1922 году и производила велосипеды. Но уже в 23 году основатели компании Шарль Бенуа и Абель Бардэн построили первый мотоцикл – 175-кубовый одноцилиндровый двухтактный мотор вставили в собственную велосипедную раму. К 1930 году Motobecane становится самым крупным мотопроизводителем во Франции, обзаводится деньгами на эксперименты.
В 1933 г. появляется первый четырёхтактный мотоцикл объёмом 250 см3, чуть позже мотоцикл с рядным четырёхцилиндровым мотором, расположенным продольно и приводом заднего колеса карданным валом, как на Hendersson, с объёмом двигателя 500 и 750 см3. Для многих мотоциклов наравне с Motobecane использовался бренд Motoconfort. В это же время заводские гонщики на Motobecane выигрывают гонку Bol’d’Or Endurance.
После Второй мировой войны на волне ажиотажного спроса на максимально дешёвые средства передвижения на рынок выходит 125-кубовый двухтактный мотоцикл С45 на хардтейле, который производится гигантскими тиражами, если считать с его более поздними вариациями D45 и Z46, оснащёнными свечной задней подвеской.
Как и большинство европейских марок, Motobecane в конце 60-х годов ХХ века сталкивается с сильнейшим кризисом мотопромышленности, обусловленным ростом доходов населения, снижением цен на автомобили и приходом японских производителей на моторынок.
В те годы умерло примерно 80 % европейских марок, но французская Motobecane выжила. Выжить ей помогли простые и дешёвые 125-кубовые двухтактные мотоциклы, чей объём продаж хоть и упал, но отнюдь не до нулевых значений. Их делали до конца 70-х годов. Параллельно в небольших количествах выпускались двухцилиндровые «250-ки» и трёхцилиндровые мотоциклы с объёмом двигателя 350 и 500 см3. Найти сейчас трёхцилиндровый Motobecane очень сложно – объёмы их выпуска были мизерными, не сравнить с Kawasaki серии KH и Suzuki GT.
Мало того, в начале 80-х на фоне моторецессии компания даже умудрилась выставить команду в MotoGP, одержав там несколько побед, и взять второе место в европейской дорожной гоночной серии 1980 года, что и послужило финальным гвоздём в крышку гроба финансовой самостоятельности.
Держаться на плаву, и даже участвовать в спортивных соревнованиях, компании помогли деньги, вырученные от продажи мопедов. Первый Mobylette с объёмом двигателя 49 см3 был выпущен в 1949 году. С небольшими изменениями он производился 48 лет до 1997 года, всего было выпущено 14 миллионов таких мопедов. Они производились не только во Франции – их клонировали в Индии в компании Mopeds India Ltd. под именем Suvega, с 1960 по 1971 год собирали в Великобритании на заводе RM под именем Raleigh, и они в конце 60-х составляли 38 % парка мопедов. Американская компания Montgomery Ward импортировала Motobecane и продавала их под маркой Riverside.
Дела шли всё хуже и хуже, в 1981 году компания прошла процедуру банкротства и была выставлена на торги. В 1984 году у неё появился новый хозяин – японская Yamaha. Из бренда Motobecane были удалены лишние буквы, и он сократился до МВК. Завод стал европейской площадкой для производства японских скутеров, чем и является в настоящее время. Интересно, что даже после покупки Yamaha не свернула производство простеньких Mobylette, их делали ещё 14 лет, и уже под брендом МВК они тоже добивались побед во французской гоночной серии.
Велосипедный бизнес, то, ради чего и создавалась компания Motobecane, не сворачивался все эти годы. Компания всегда держала руку на пульсе велорынка и была пионером во внедрении многих технических решений. Они первыми во Франции начали использовать японские компоненты в конце 70-х годов ХХ века, первыми сделали горный велосипед, использовали тонкостенные хромомолибденовые трубки для изготовления рам, которые получались лёгкими и жёсткими одновременно. На данный момент бренд Motobecane жив и хорошо известен в веломире. Это такая же отдельная от мотоциклов марка, как велосипеды KTM.
В автомобильном бизнесе Motobecane успехов не добилась. Работа никогда не заходила дальше стадии создания ходового прототипа. Идеи о постройке микромобиля с маленьким мотоциклетным мотором довести до серийного производства не удавалось.