Motobécane

Motobécane

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

Название компании Motobecane состоит из двух слов: moto – это в переводе не нуждается, и bécane – аналог нашего сленгового «байк». То есть это просто «мотобайк». Ударение на слог «bé».


Компания была создана во Франции в далёком 1922 году и производила велосипеды. Но уже в 23 году основатели компании Шарль Бенуа и Абель Бардэн построили первый мотоцикл – 175-кубовый одноцилиндровый двухтактный мотор вставили в собственную велосипедную раму. К 1930 году Motobecane становится самым крупным мотопроизводителем во Франции, обзаводится деньгами на эксперименты. 

1923 Motobécane MB1

В 1933 г. появляется первый четырёхтактный мотоцикл объёмом 250 см3, чуть позже мотоцикл с рядным четырёхцилиндровым мотором, расположенным продольно и приводом заднего колеса карданным валом, как на Hendersson, с объёмом двигателя 500 и 750 см3. Для многих мотоциклов наравне с Motobecane использовался бренд Motoconfort. В это же время заводские гонщики на Motobecane выигрывают гонку BoldOr Endurance.

1930 Motobécane B2S

После Второй мировой войны на волне ажиотажного спроса на максимально дешёвые средства передвижения на рынок выходит 125-кубовый двухтактный мотоцикл С45 на хардтейле, который производится гигантскими тиражами, если считать с его более поздними вариациями D45 и Z46, оснащёнными свечной задней подвеской.

1935 Motobecane 350 R44C

Как и большинство европейских марок, Motobecane в конце 60-х годов ХХ века сталкивается с сильнейшим кризисом мотопромышленности, обусловленным ростом доходов населения, снижением цен на автомобили и приходом японских производителей на моторынок. 

1947 Motobecane Poney 50

В те годы умерло примерно 80 % европейских марок, но французская Motobecane выжила. Выжить ей помогли простые и дешёвые 125-кубовые двухтактные мотоциклы, чей объём продаж хоть и упал, но отнюдь не до нулевых значений. Их делали до конца 70-х годов. Параллельно в небольших количествах выпускались двухцилиндровые «250-ки» и трёхцилиндровые мотоциклы с объёмом двигателя 350 и 500 см3. Найти сейчас трёхцилиндровый Motobecane очень сложно – объёмы их выпуска были мизерными, не сравнить с Kawasaki серии KH и Suzuki GT.

1958 Motobecane z27c

Мало того, в начале 80-х на фоне моторецессии компания даже умудрилась выставить команду в MotoGP, одержав там несколько побед, и взять второе место в европейской дорожной гоночной серии 1980 года, что и послужило финальным гвоздём в крышку гроба финансовой самостоятельности.

1975 3-цилиндровый Motoconfort 350

Держаться на плаву, и даже участвовать в спортивных соревнованиях, компании помогли деньги, вырученные от продажи мопедов. Первый Mobylette с объёмом двигателя 49 см3 был выпущен в 1949 году. С небольшими изменениями он производился 48 лет до 1997 года, всего было выпущено 14 миллионов таких мопедов. Они производились не только во Франции – их клонировали в Индии в компании Mopeds India Ltd. под именем Suvega, с 1960 по 1971 год собирали в Великобритании на заводе RM под именем Raleigh, и они в конце 60-х составляли 38 % парка мопедов. Американская компания Montgomery Ward импортировала Motobecane и продавала их под маркой Riverside.

1977 Motobecane 350

Дела шли всё хуже и хуже, в 1981 году компания прошла процедуру банкротства и была выставлена на торги. В 1984 году у неё появился новый хозяин – японская Yamaha. Из бренда Motobecane были удалены лишние буквы, и он сократился до МВК. Завод стал европейской площадкой для производства японских скутеров, чем и является в настоящее время. Интересно, что даже после покупки Yamaha не свернула производство простеньких Mobylette, их делали ещё 14 лет, и уже под брендом МВК они тоже добивались побед во французской гоночной серии.

1980 Motobécane Mobylette 50V

Велосипедный бизнес, то, ради чего и создавалась компания Motobecane, не сворачивался все эти годы. Компания всегда держала руку на пульсе велорынка и была пионером во внедрении многих технических решений. Они первыми во Франции начали использовать японские компоненты в конце 70-х годов ХХ века, первыми сделали горный велосипед, использовали тонкостенные хромомолибденовые трубки для изготовления рам, которые получались лёгкими и жёсткими одновременно. На данный момент бренд Motobecane жив и хорошо известен в веломире. Это такая же отдельная от мотоциклов марка, как велосипеды KTM.

Motobécane 51

В автомобильном бизнесе Motobecane успехов не добилась. Работа никогда не заходила дальше стадии создания ходового прототипа. Идеи о постройке микромобиля с маленьким мотоциклетным мотором довести до серийного производства не удавалось.

Триальный мотоцикл Motobecane

Motobecane Mini Mover

1967 Raleigh Wisp

< Меж холмов и озёрАкадемия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 3. Торможение >
16 Октября 2016 15:00 Денис DEAN Панфёров