В 1937 году механик-самоучка и инженер от бога Альфонсо Морини начал строить в Болонье мотоциклы под собственным брендом. Логично, что в 2017 году компания Moto Morini празднует своё 80-летие.
В мотоиндустрии Франческо оказался раньше – в 1925 году, когда его взял к себе на работу Марио Мазетти, владелец одной из первых в Болонье мотоциклетных фабрик. Он выпускал продукцию под брендом ММ. Это были мотоциклы с одноцилиндровыми двухтактными моторами объёмом 120, 125, 175 см3. Морини не только сам разрабатывал и строил их, но и сам участвовал на них в гонках, причём довольно успешно. К примеру, в 1927 году в Монце он установил шесть мировых рекордов, которые продержались 20 лет, а в 1933 году на ММ-175 развил скорость 162 км/ч.
Эти достижения подвигли Франческо открыть собственное производство, что и было сделано в 1937 г. Но выпускать он стал не гоночные двухколёсные мотоциклы, а утилитарные трициклы с одноцилиндровым мотором 350 и 500 см3, которые неплохо продавались.
Начавшаяся война внесла коррективы в модельный ряд. Вместо мотоциклов завод выпускал по заказу армии детали для самолётов и как оборонное предприятие был качественно разбомблен авиацией союзников в 1943 году. Примечательно, что в то же время была превращена в руины фабрика Du cati – это было первое, но отнюдь не последнее пересечение линий жизни двух итальянских брендов.
Избежав национализации, на скорую руку восстановив помещения и оборудование, Морини уже в 1946 году возобновил производство. Если для Минского ММВЗ и японской компании Yamaha с производства копий немецкого DKW RT125 история началась, то для Moto Morini двухтактная модель T 125 была лишь той палочкой-выручалочкой, которая помогла быстро встать на ноги. Как только завод заработал в полную силу, Франческо возобновил свою работу над четырёхтактными двигателями. К 1948 году был готов гоночный 125-кубовый четырёхтактник с красной зоной 10000 об/мин – 125 Competizione . В 1952 году улучшенная версия этого мотоцикла позволила завоевать Эмилио Мендоньи первое место на Гран-при Испании. Как это обычно бывает, спортивные технологии оказывали серьёзное влияние на гражданскую продукцию фабрики. 175-кубовый Settebello с его одноцилиндровым короткоходным мотором в течение нескольких лет был самым массовым мотоциклом в итальянском юношеском чемпионате. Именно на этом мотоцикле великий Джакомо Агостини начал свою гоночную карьеру.
Вершиной гоночной технологии Moto Morini стала «самая быстрая одноцилиндровая «250-ка» в мире» – 250 Bialbero («Двухвальная»), которую Альфонсо Морини разработал в содружестве с Данте Ламбертини и Нерио Бивати. Им удалось не только снять 38 л. с. с одноцилиндрового мотора, но и упаковать этот двигатель в очень компактное, лёгкое и удачное шасси. В результате эта одностволка под управлением Тарквинио Провини закончила чемпионат GP 1963 года всего в двух очках от четырёхцилиндровой Honda Джима Редмана.
На основе гоночных технологий делались гражданские двигатели, мопеды и мотоциклы Morini завоевали известность не только дома в Италии, но и на мировом рынке. Для 14-летней молодёжи создали 50-кубовый четырёхтактный мотоцикл, это был не мопед, а именно мотоцикл спортивного вида, он пользовался бешеной популярностью. На базе 125-кубового двигателя делали Corsaro в нескольких вариациях, одной из которых была внедорожная 125 Country , уже на базе которой сделали гоночную 125 Regolarità ( ISDT ), выигравшую шведский чемпионат ISDT 1966 года.
Альфонсо Морини умер в 1969 году, и бразды правления компанией перешли его дочери Габриэлле. Но компания недолго оставалась без гениального инженера в отделе разработок. В 1970 году в компанию приходит Франко Ламбертини (родственником уже упоминавшегося Данте Ламбертини он не был). Именно он разрабатывает недорогой, но очень эффективный двухцилиндровый мотор, который постепенно вытеснил «одностволки». Это был нижневальный V - Twin с углом развала цилиндров 72° и штанговым приводом двух верхних клапанов. При создании двигателя особое внимание было уделено снижению себестоимости. К примеру, головки цилиндров не имели выемки для камеры сгорания – они были плоскими, а поршни делались вогнутыми с выемками под клапаны и свечу зажигания. Шатуны использовали от Fiat 600/750 – они стоили «копейки», их можно было достать в любой деревенской лавке. Рёбра воздушного охлаждения достигали 5 см в длину, что исключало проблемы с перегревом даже во время жаркого итальянского лета. Двигатель получился неубиваемым, но при этом резвым: в любых кубатурах выдавал не менее 100 л. с. в пересчёте на литр объёма. Эти двухцилиндровые моторы ставились не только на дорожные мотоциклы, но и на внедорожники, к примеру, Moto Morini Camel 501 Enduro .
Для повышения отдачи Ламбертини даже пробовал турбировать этот мотор, но дальше постройки прототипов дело не пошло.
Проблемы со здоровьем вынудили Габриэллу Морини в 1986 году продать свой семейный бизнес братьям Кастильоне, и Moto Morini вошло в семейство Cagiva, где на тот момент уже была Ducati. Кастильоне прикрыли работу над всеми собственными проектами, включая почти готовый к производству обновлённый 350-кубовый двигатель. Ламбертини приступил к разработке нового двигателя объёмом 650 см3 с верхними распредвалами и углом развала цилиндров 60°. Двигатель получился неплохим, плюс его объём можно было легко увеличить до 720 см3 без потери надёжности, но Кастильоне остановили и эти работы.
В 1991 году фабрика Morini в Болонье закрывается, оборудование и занимаемые ею территории распродаются. Главный конструктор Франко Ламбертини уходит в Piaggio . Бренд Moto Morini в 1996 году уходит «прицепом» к Ducati при продаже американцам.
В 1999 году Motori Franco Morini , основанные в 1957 году Франко Морини (племянником Альфонсо) и возглавляемые на тот момент его сыном Маурицио, выкупают семейный бренд у американцев. К уже имеющимся в производстве и неплохо продающимся под своей маркой 50- и 125-кубовым мопедам и мини-эндуро, решено было добавить, уже под брендом Moto Morini, несколько новых моделей. Для этого перекупили у Piaggio Франко Ламбертини обратно и поручили ему создать новый V - Twin объёмом 1200 см3.
Слишком резкий старт при небольшом размере компании и низком производственном потенциале, умноженный на неудачную маркетинговую политику, привёл компанию под управлением Маурицио к банкротству уже к 2008 году. Но компания не умерла. Два миланских бизнесмена – Руджеро Массимо Януцци и Сандро Капотости – взялись за дело в 2012 году в надежде всё исправить и возродить былую славу. Они избавились от лишних активов, перевели производство из Болоньи в Тривольцио, попытались оптимизировать бизнес-процессы. Но и у них ничего не вышло. В 2015 они разрывают партнёрство, и над маркой Moto Morini возникает угроза навсегда стать историей.
Но и это ещё не всё. Маурицио Морини находит нового инвестора – компанию Auntjann Ltd ., готовую вложить деньги в обновление модельного ряда и возобновление производства. В результате обновления модель Corsaro 1200 стала удовлетворять требованиям Евро-4, что позволило продавать мотоциклы в Европе и Америке. На Миланской выставке 2016 года показали обновлённый Corsaro 1200 ZZ , а чуть позже юбилейный 80 th Anniversary limited edition – у него стандартные двигатель и рама, бак, сиденье и небольшой обтекатель выстучаны вручную из алюминиевого листа, а колёса, крылья, руль и рычаги карбоновые. Таких красавцев запланировано сделать всего восемь штук.
Я очень надеюсь, что шумное празднование 80-летнего юбилея не подорвёт финансовое положение компании, и у неё хватит сил на контроль качества продукции, расширение модельного ряда, развитие дилерской сети и увеличение объёмов производства. Мотоциклы-то у неё получаются интересные.
Европейский мотопром уже преодолел кризис и наращивает объёмы, для возвращения на рынок легендарной марки сейчас время неплохое.