Появление марки Victory было обусловлено растущей популярностью мотоциклов бренда Harley-Davidson, в то время являвшегося единственным американским в мотоиндустрии. Большой концерн Polaris решил, что конкуренция лучше монополии.
Перед тем, как ворваться на этот странный и сложный рынок, были проведены серьёзные маркетинговые исследования, выявлявшие покупательские приоритеты и чётко поставившие технические задания перед дизайнерами и конструкторами. Результатом этого исследования стало появление первого «Виктори» – модели V92C в 1997 году.
“V” в индексе модели – это и Victory , и V-twin одновременно. 92 – объём мотора в кубодюймах – 1510 см3. На тот момент это было много, больше, чем у конкурентов, и в итоге привело к гонке вооружений и экстенсивному наращиванию объёма двигателя, не закончившегося и поныне. На данный момент H.-D. на серийных моторах взяла планку 114 кубодюймов, Indian – 111, Victory остановилась на 106.
Двигатель выглядел как большой американский твин с длинными цилиндрами и выставленными напоказ рёбрами охлаждения. Внутри он представлял собой современную конструкцию с одним верхним распредвалом, приводимым цепью, и четырьмя клапанами в каждом цилиндре, снабжёнными гидрокомпенсаторами. Особенностью мотора можно назвать огромный картер, который вмещал 5,7 л моторного масла. Это позволило не только увеличить межсервисный интервал и застраховать от масляного голодания, но и решить вопрос с охлаждением воздушного мотора – между передними трубами рамы поставили масляный радиатор, и масло, по сути, служило охлаждающей жидкостью.
В плане подвесок и тормозов мотоцикл были больше европейским, чем американским. У него была солидная телескопическая вилка, тормозные механизмы Brembo , литые диски с радиальной резиной, крепкие траверсы. Для удобства замены приводного ремня фрагмент заднего маятника был сделан съёмным.
У модели V 92 было две модификации. SC – Sport Cruiser с регулируемой высотой задней подвески и TC – Touring Cruiser со спицованными колёсами, удлинённым маятником, жёсткими кофрами. Позднее V 92 TC получил расточенный до 100 кубодюймов мотор Freedom , добавивший ему динамики. В таком виде мотоцикл выпускался до 2006 года и был последним в серии V 92.
В 2003 году была представлена совершенно новая модель Vegas , разработанная дизайнером Майклом Сонгом. Её построили на том же «92» моторе Freedom с пятискоростной коробкой передач, но внешне он был абсолютно не похож на классический и старомодный V92C. В нём появился стиль. В 2006 году «Вегасу» достался 100-кубовый мотор с шестискоростной коробкой. Также существовала заниженная на 1” по сиденью версия.
Серия мотоциклов с уменьшенным содержанием хрома во внешнем виде получила название 8- ball в честь чёрного бильярдного шара соответствующего цвета. В них хром был заменён на чернение. Первым «Эйтболлом» стал Vegas . Позже практически у каждой модели появлялась такая чёрная модификация.
Представленный в 2012 году High Ball был боббером с высоким рулём на пухлых колёсах, спицованных дисках и белых боковинах на шинах. Мотоциклы окрашивались в контрастную чёрно-белую схему, где чёрный был матовым и на вид, и на ощупь. Единственным спорным элементом мотоцикла была слишком модерновая фара головного света – приверженцы стиля нередко меняли её на классическую круглую.
Gunner 2014 года стал продолжением темы «боббер». Он получил новый 106-кубовый мотор, руль обычной высоты и обычную круглую фару. С точки зрения стиля он прекрасен.
Kingpin стал продолжением темы Vegas . Он такой же длинный, приземистый и красивый. На нём модерновая фара с козырьком уже смотрится естественно. Существовало несколько модификаций «Кингпина» – обычный, Tour , Deluxe и чернёный 8- ball . Чёрный стал популярным объектом для кастомайзинга.
В секторе Muscle cruisers в 2005 году был показан Hammer с самым широким среди серийных мотоциклов задним колесом. В то время, когда все ставили 240/40–18, на «Хаммера» поставили на сантиметр шире – 250/40–18. Минимальный объём мотора у «Хаммера» – 100 дюймов с пятискоростной коробкой, в 2011 году ему достался новый 106-кубовый шестискоростной двигатель. Также была версия Hammer 8- ball .
Vegas Jackpot был экстремальным круизером, построенным на базе «Хаммера». У него такое же 250-миллиметровое заднее колесо, но впереди ему внедрили узкое и большое 21” на красивом литом диске, что радикально изменило внешний вид, но не лучшим образом сказалось на управляемости и тормозных свойствах. Пилюлю было решено немного подсластить обилием хрома и богатой раскраской. Даже в скромном варианте 8- ball мотоцикл выглядит эпатажно, дорого и солидно.
В 2003 году началось сотрудничество Victory с известными кастомайзерами Арленом и Кори Несс (отцом и сыном). Мотоциклы лимитированных серий получали тюнинг из каталогов Несса, кастомную раскраску и подпись мастера. В серии Ness выходили Kingpin (2005), Jackpot (2006, 2007 и 2010), Vision (2010), Cross Country (2014). Эти мотоциклы выпускались ограниченными тиражами и представляют музейную ценность.
Vision был показан в 2007 году в качестве серийной модели 2008. Это была попытка войти в сегмент люкс-туреров, где насмерть бились «Голдвинги» с «Электричками». Мотоцикл сразу получил мотор с объёмом 106 кубодюймов мощностью 92 л. с. и полный набор опций. Было два варианта оснащения: без центрального кофра Street (бэггер), и Tourer – с центральным кофром. В 2010 году версия Street стала доступной только в чёрном цвете 8- ball .
Для тех, кто не проникся космическим дизайном Vision , в 2010 году был представлен классический турер Cross Country , построенный по американским канонам: с тремя кофрами и лобовым обтекателем, смонтированным на переднюю вилку, платформами и щитками для ног, дугами. Мотор только 106-кубовый с шестискоростной коробкой передач. Небольшим тиражом в 2014 году была выпущена серия Ness Cross Country без центрального кофра и с укороченным лобовым стеклом – классический бэггер.
Вместе с турером Cross Country начали выпускать немного упрощённый Cross Roads для путешествий меньшей протяжённости, построенный на той же платформе, но лишенный центрального кофра, дуг, «валенок» и обтекателя Batwing – на него ставилось обычное прозрачное лобовое стекло. Боковые жёсткие кофры были в штатной комплектации.
Модель Judge 2012 года была попыткой построить мотоцикл со спортивным характером. У него водительские подножки не вынесены вперёд, а стоят в позиции mid - control , посадка с небольшим наклоном туловища вперёд, минимум хрома, литые алюминиевые диски, а под сиденьем расположены выпуклые пластиковые овалы, предназначенные для наклейки стартового номера.
В 2011 году концерн Polaris выкупил права на торговую марку Indian . Этот грамотный с точки зрения маркетинга шаг открыл возможности для продвижения на рынок легендарного бренда, но не оставил Victory шансов на выживание. К тому же конкуренция двух марок внутри одного концерна привела бы к увеличению затрат и снижению прибыли. Если в 2002 году Victory приносила прибыль, то начиная с 2012 – одни убытки. Попыткой построить Victory и Indian на одной платформе стал Victory Octane 2017 года. У него 35 % деталей такие же, как у Indian Scout . Глобальная разница только в размере переднего колеса. У Octane 19” узкое, у Scout 16” широкое. Octane хорошо выглядит, неплохо рулится и бодро едет благодаря форсированному мотору с жидкостным охлаждением, но стать популярным ему это не помогло.
На фоне роста продаж Indian и убытков подразделения Victory в 2017 году было принято решение отказаться от дальнейшего производства мотоциклов «Виктори». Новых моделей не будет, существующие дилерские центры будут ребрендированы в Indian , поддержка владельцев сервисом и запчастями останется. Следует ли считать попытку выпускать американские мотоциклы в Америке неудачной? Ни в коем случае! Был накоплен опыт, позволивший в итоге купить известную торговую марку и выпустить действительно удачные и красивые мотоциклы Indian , которые сейчас хорошо продаются и приносят прибыль. Модельный ряд у Indian есть куда расширить, и их 111-кубодюймовый мотор и в техническом плане, и по части внешнего вида лучше, чем Victory Freedom . Так что жалеть особо-то и не о чем!
< Один на крышеЛёд Байкала >