Йохан Пух (1862–1914) в 1889 году получил статус дилера компании Humber и продавал их велосипеды. Ёмкость рынка была такова, что решение о начале производства собственных велосипедов пришло очень быстро. Уже в 1890 году была создана компания Johann Puch & Comp., в цеху которой трудилось 34 человека.
Первоначально велосипеды выпускались под брендом Styria. Это были быстрые и надёжные велосипеды, на которых велогонщики завоевали множество призов, что послужило хорошей рекламой и способствовало продажам. К 1895 году в цехах Пуха трудилось более 300 человек, производя 6000 велосипедов в год.
Как обычно бывает, наличие “&Comp.” в названии фирмы привело к разногласиям между основателем и инвесторами – в итоге предсказуемый развод и основание Йоханом Пухом новой компании Erste Steiermärkische Fahrradfabrik AG («Первая фабрика велосипедов Styrian») в Граце. Дело спорилось, вскоре к велосипедам добавились мотоциклы и машины.
Собственные мотоциклетные моторы компания начала делать в 1901 году, первый автомобиль вышел в 1904. В 1906 был создан удачный двухместный автомобиль Puch Voiturette с двухцилиндровым мотором, а в 1909 автомобилем марки Puch был установлен рекорд скорости 130,4 км/ч. Годом позже в гараж королевской семьи Габсбургов было поставлено несколько шикарных седанов.
К сожалению, состояние здоровья основателя компании ухудшалось, и в 1912 году он отошёл от управления компанией, оставаясь её почётным президентом. На тот момент в компании трудилось 1100 рабочих, объёмы производства были 16000 велосипедов, 300 автомобилей и мотоциклов в год. Перед Первой мировой войной компании Puch досталось несколько оборонных контрактов на поставку техники в австро-венгерскую армию, так что в 1915 году дела шли прекрасно. К сожалению, проигрыш Германии с союзниками поставил жирный крест на процветании.
Выпуск мотоциклов и автомобилей был остановлен, возобновилось автопроизводство только в 1919 году. В 1923 году итальянский инженер Джованни Марчеллино из концерна Fiat был командирован на инспекцию новооткрытой фабрики Puch, где он и остался, увидев для себя перспективы. Он разработал и довёл до производства мотоцикл с интересным двухцилиндровым двухтактным двигателем по лицензии Garelli. Этот двигатель, построенный по интересной схеме Split single , имел два поршня, движимых одним шатуном, и общую на двоих камеру сгорания. Это позволяло получить примерно 20 % прироста эффективности по сравнению с одним поршнем равного объёма. По похожей схеме, кстати, строились гоночные двухтактные DKW . В 1931 году мотоцикл с таким мотором, оснащённым нагнетателем, победил в Гран-при Германии, доказав целесообразность её применения.
В 1928 году у Puch произошло слияние с компанией Austro - Daimler , образовалась Austro - Daimler - Puchwerke , а в 1934 г. к конгломерату присоединился Steyr-Werke AG и образовалась Steyr-Daimler-Puch.
Помимо лёгких двухтактных мотоциклов, разрабатывались и тяжёлые для армии. Хорошо сохранившийся образец такого «крейсера» с коляской, оснащённого четырёхцилиндровым четырёхтактным двигателем есть в коллекции Вячеслава Шеянова.
Во время Второй мировой войны Puch работал на армию Вермахта, причём на производстве широко применялся рабский труд военнопленных из концлагеря. После войны Грац оказался в британской зоне оккупации, и до 1947 года фабрика была ремонтной базой для английских и американских армейских автомобилей, мотоциклов.
В 1949 году было подписано партнёрство с Fiat. Но даже будучи связанным соглашениями с Даймлером, Штайером и Фиатом, большая часть моторизованной продукции фабрики выходила под собственным брендом Puch . К примеру, Fiat 500, 600, 650 и позднее 126 на решётке радиатора несли эмблему Steyr-Puch.
В конце 50-х было освоено производство 125 и 150-кубовых двухтактных скутеров, оснащённых трёхскоростной механической коробкой передач с переключением вращением левого пульта. Они неплохо продавались и заслужили славу неприхотливых и надёжных средств перемещения в пространстве.
Мотоциклы Puch SGS 250 с двухтактным двигателем Split - single были единственными, построенными по этой схеме, что добрались до рынка США. Там они продавались под брендом Twingle. Всего в период с 1953 по 1970 год было сделано 38584 штук SGS 250.
Помимо экзотических SGS в производстве были и обычные одноцилиндровые двухтактники, но они оставили менее яркий след в истории, по крайней мере, дорожные модели. А вот внедорожные успели «наследить»: в 1975 году Гарри Эвертс выиграл чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 см3 именно на мотоцикле Puch.
Мопеды Puch MS 50, Maxi , Newport и MK выпускались миллионными тиражами и отличались неприхотливостью, малым весом и топливной экономичностью. Объём двигателя был от 50 до 80 «кубиков», двигатель двухтактный, были варианты с двух-, трёх- и четырёхскоростной коробкой передач, некоторые оснащались принудительным охлаждением. Эпоха расцвета этого рынка пришлась на конец 70-х и начало 80-х годов ХХ века. Вообще, 1978 год был рекордным – 270000 мопедов и 350000 велосипедов покинуло ворота фабрики.
Из автомобильных проектов Puch стоит отметить Fiat 500 и 126, производившиеся по итальянской лицензии, невзрачный военный лёгкий вездеход Haflinger, более тяжёлый вездеход Pinzgaue r , производство двигателей для V olkswagen Transporter T3 и полноприводной трансмиссии для Fiat Panda 4x4 Mk1. Но наибольшую известность Puch в автобизнесе принёс внедорожник Mercedes - Benz GL «Гелендваген», который производится на фабрике в Граце. Он шёл поначалу под двумя брендами – Steyr - Puch и Mercedes - Benz , сейчас только как «Мерседес».
Интересен также проект по изготовлению инвалидных колясок Гансом Мейстером. Эта футуристическая обтекаемая капсула опиралась на три колеса, одно из которых приводилось в движение 50-кубовым двигателем от мопеда Puch. Не только в нашей стране делали «инвалидки», как видите.
По велосипедам фабрика Puch всегда специализировалась на шоссейных моделях, что не помешало увидеть перспективу нового класса ВМХ уже в начале 70-х и вовремя вступить в эту реку. В этих двух классах Puch очень популярен.
Мотоциклы и мопеды производились до начала 80-х, потом на фоне неуклонного падения моторынка все мощности производства были отданы под производство Гелендвагенов для Mercedes Benz. На данный момент двухколёсной моторизованной продукции фабрика Puch не выпускает.