Видишь ли, Пух…

Видишь ли, Пух…

История компании Puch AG & Co KG

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото из архива редакции

Йохан Пух (1862–1914) в 1889 году получил статус дилера компании Humber и продавал их велосипеды. Ёмкость рынка была такова, что решение о начале производства собственных велосипедов пришло очень быстро. Уже в 1890 году была создана компания Johann Puch & Comp., в цеху которой трудилось 34 человека.

Первоначально велосипеды выпускались под брендом Styria. Это были быстрые и надёжные велосипеды, на которых велогонщики завоевали множество призов, что послужило хорошей рекламой и способствовало продажам. К 1895 году в цехах Пуха трудилось более 300 человек, производя 6000 велосипедов в год.


Как обычно бывает, наличие “&Comp.” в названии фирмы привело к разногласиям между основателем и инвесторами – в итоге предсказуемый развод и основание Йоханом Пухом новой компании Erste Steiermärkische Fahrradfabrik AG («Первая фабрика велосипедов Styrian») в Граце. Дело спорилось, вскоре к велосипедам добавились мотоциклы и машины.

1906 Styria Typ III 5.5HP V2 764

Собственные мотоциклетные моторы компания начала делать в 1901 году, первый автомобиль вышел в 1904. В 1906 был создан удачный двухместный автомобиль Puch Voiturette с двухцилиндровым мотором, а в 1909 автомобилем марки Puch был установлен рекорд скорости 130,4 км/ч. Годом позже в гараж королевской семьи Габсбургов было поставлено несколько шикарных седанов.

1912 Puch M1 2hp 250

К сожалению, состояние здоровья основателя компании ухудшалось, и в 1912 году он отошёл от управления компанией, оставаясь её почётным президентом. На тот момент в компании трудилось 1100 рабочих, объёмы производства были 16000 велосипедов, 300 автомобилей и мотоциклов в год. Перед Первой мировой войной компании Puch досталось несколько оборонных контрактов на поставку техники в австро-венгерскую армию, так что в 1915 году дела шли прекрасно. К сожалению, проигрыш Германии с союзниками поставил жирный крест на процветании.

1906 Puch 5HP 700ccm V2

Выпуск мотоциклов и автомобилей был остановлен, возобновилось автопроизводство только в 1919 году. В 1923 году итальянский инженер Джованни Марчеллино из концерна Fiat был командирован на инспекцию новооткрытой фабрики Puch, где он и остался, увидев для себя перспективы. Он разработал и довёл до производства мотоцикл с интересным двухцилиндровым двухтактным двигателем по лицензии Garelli. Этот двигатель, построенный по интересной схеме Split single , имел два поршня, движимых одним шатуном, и общую на двоих камеру сгорания. Это позволяло получить примерно 20 % прироста эффективности по сравнению с одним поршнем равного объёма. По похожей схеме, кстати, строились гоночные двухтактные DKW . В 1931 году мотоцикл с таким мотором, оснащённым нагнетателем, победил в Гран-при Германии, доказав целесообразность её применения.

Puch Doppelkolben

В 1928 году у Puch произошло слияние с компанией Austro - Daimler , образовалась Austro - Daimler - Puchwerke , а в 1934 г. к конгломерату присоединился Steyr-Werke AG и образовалась Steyr-Daimler-Puch.

1935 Puch 250R

Помимо лёгких двухтактных мотоциклов, разрабатывались и тяжёлые для армии. Хорошо сохранившийся образец такого «крейсера» с коляской, оснащённого четырёхцилиндровым четырёхтактным двигателем есть в коллекции Вячеслава Шеянова.

1936 Puch Р800 из коллекции Вячеслава Шеянова

Во время Второй мировой войны Puch работал на армию Вермахта, причём на производстве широко применялся рабский труд военнопленных из концлагеря. После войны Грац оказался в британской зоне оккупации, и до 1947 года фабрика была ремонтной базой для английских и американских армейских автомобилей, мотоциклов.

1940 Puch 200

В 1949 году было подписано партнёрство с Fiat. Но даже будучи связанным соглашениями с Даймлером, Штайером и Фиатом, большая часть моторизованной продукции фабрики выходила под собственным брендом Puch . К примеру, Fiat 500, 600, 650 и позднее 126 на решётке радиатора несли эмблему Steyr-Puch.

Steyr Fiat 126 Puch

В конце 50-х было освоено производство 125 и 150-кубовых двухтактных скутеров, оснащённых трёхскоростной механической коробкой передач с переключением вращением левого пульта. Они неплохо продавались и заслужили славу неприхотливых и надёжных средств перемещения в пространстве.

1950 Puch 250 TF

Мотоциклы Puch SGS 250 с двухтактным двигателем Split - single были единственными, построенными по этой схеме, что добрались до рынка США. Там они продавались под брендом Twingle. Всего в период с 1953 по 1970 год было сделано 38584 штук SGS 250.

1954 PUCH 250 SGSS

Помимо экзотических SGS в производстве были и обычные одноцилиндровые двухтактники, но они оставили менее яркий след в истории, по крайней мере, дорожные модели. А вот внедорожные успели «наследить»: в 1975 году Гарри Эвертс выиграл чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 см3 именно на мотоцикле Puch.

1958 Puch MC 250

Мопеды Puch MS 50, Maxi , Newport и MK выпускались миллионными тиражами и отличались неприхотливостью, малым весом и топливной экономичностью. Объём двигателя был от 50 до 80 «кубиков», двигатель двухтактный, были варианты с двух-, трёх- и четырёхскоростной коробкой передач, некоторые оснащались принудительным охлаждением. Эпоха расцвета этого рынка пришлась на конец 70-х и начало 80-х годов ХХ века. Вообще, 1978 год был рекордным – 270000 мопедов и 350000 велосипедов покинуло ворота фабрики.

1978 Puch Newport

Из автомобильных проектов Puch стоит отметить Fiat 500 и 126, производившиеся по итальянской лицензии, невзрачный военный лёгкий вездеход Haflinger, более тяжёлый вездеход Pinzgaue r , производство двигателей для V olkswagen Transporter T3 и полноприводной трансмиссии для Fiat Panda 4x4 Mk1. Но наибольшую известность Puch в автобизнесе принёс внедорожник Mercedes - Benz GL «Гелендваген», который производится на фабрике в Граце. Он шёл поначалу под двумя брендами – Steyr - Puch и Mercedes - Benz , сейчас только как «Мерседес».

1981 Puch Magnum MK II LTD

Интересен также проект по изготовлению инвалидных колясок Гансом Мейстером. Эта футуристическая обтекаемая капсула опиралась на три колеса, одно из которых приводилось в движение 50-кубовым двигателем от мопеда Puch. Не только в нашей стране делали «инвалидки», как видите.

Puch Meister Cabineroller

По велосипедам фабрика Puch всегда специализировалась на шоссейных моделях, что не помешало увидеть перспективу нового класса ВМХ уже в начале 70-х и вовремя вступить в эту реку. В этих двух классах Puch очень популярен.

Steyr-Daimler-Puch Pinzgauer 712

Мотоциклы и мопеды производились до начала 80-х, потом на фоне неуклонного падения моторынка все мощности производства были отданы под производство Гелендвагенов для Mercedes Benz. На данный момент двухколёсной моторизованной продукции фабрика Puch не выпускает.



< От севера к югуОперация «Беларусь» >
25 Февраля 2017 13:46 Денис DEAN Панфёров