Кардан тебе в привод…

Кардан тебе в привод…

Текст: Михаил Пимус
Фото автора

Процедуры по обслуживанию карданного привода заднего колеса на мотоцикле кажутся вполне понятными и незатейливыми. По большому счёту, так и есть, но своя специфика присутствует. Про неё и расскажем на примере матёрого покорителя пространства Honda VTX1800.


Конкретно взятый «Втыкс» успел немало попутешествовать. Мотоцикл эксплуатируется почти каждый день и пару раз в сезон выезжает в длительные «дальнобои». Надо ли говорить, как в данном случае важно своевременное и даже упреждающее обслуживание. На фоне цепного привода сервис карданной передачи может показаться чем-то элементарным и не заслуживающим внимания. Однако там, где цепь чинится на коленке, и мотоцикл продолжает движение, не уделивший должного внимания кардану владелец «приезжает» по полной программе. Данный тип привода так просто в полевых условиях не починить.

Подготовка

Вначале цифры. Производитель рекомендует у VTX 1800 проверять состояние масла в приводе каждые 8000 км (кто-нибудь вообще это соблюдает?) и заменять масло каждые 24000 км. Масла потребуется 150 см3 при полной переборке и 120 см3 при рядовом обслуживании. Рекомендуемое масло SAE #80 для гипоидных передач (передачи со скрещивающимися осями, если простым языком – косозубые шестерни). Мы же советуем использовать масло классом выше. Устаревшая «минералка» SAE #80, безусловно, подходит, но это прошлый век. В мануале мы её видим сугубо из-за того, что он был написан в те времена, когда синтетику в карданный привод никто и не думал заливать при производстве мотоциклов. Даже сейчас, в 2018 году прогрессивные и более «долгоиграющие» трансмиссионные масла почти не используются производителями мототехники. Главная причина – экономия. Использовать «минералку» в рамках большого завода выгодно. Химики и продвинутые технари уже давно рекомендуют переходить на синтетические масла при обслуживании редукторов в современных мотоциклах.

В общем случае для выполнения работ нам потребуется небольшой поддон, щётка, пара чистых салфеток и какой-либо универсальный очиститель, уместный при очистке окрашенных поверхностей (фото 1). В нашем случае это Liqui Moly Motorbike Cleaner. В качестве трансмиссионного масла мы будем использовать «долгоиграющую» высококачественную 100-процентную «синтетику» Liqui Moly Motorbike Gear Oil 75W-90.

Выполнение

При замене масла в редукторе у VTX 1800 мотоцикл обязательно нужно установить на боковую подставку. И только так! Рекомендация от производителя. Поставите вертикально – вольёте лишние 50–100 граммов, которые незамедлительно выдавит на заднее колесо через сапун.

Редуктор устроен довольно просто. На корпусе мы видим центральный крепёжный винт и две пробки (фото 2). С большой шляпкой справа вверху заливная пробка, чуть ниже и меньше – соответственно, сливная.

Первым делом необходимо слить старое масло. Подставляем под редуктор поддон и выкручиваем пробку (фото 3). Мотоцикл не надо трясти или покачивать. Что бы вы ни делали, часть старого масла в любом случае останется внутри. Это нормально! Пока масло стекает, внимательно изучаем магнитный отстойник на пробке и шайбу. Шайба должна быть без ощутимой промятости и прочих повреждений. В противном случае её стоит заменить. В пробке вы однозначно увидите небольшой серый сгусток (фото 4). Ничего криминального в том нет. Перед вами отходы жизнедеятельности шестерёнок. Главное, чтобы не было крупной стружки. Пробку следует вычистить и высушить до почти идеального состояния и, когда всё масло сольётся, ввернуть обратно с моментом затяжки 20 Нм (фото 5).

Перед тем как заливать масло, следует определится со способом. У редуктора VTX 1800 довольно глубокий колодец за заливной пробкой. Потребуется воронка или что-то с длинным носиком. Флакон Liqui Moly Motorbike Gear Oil 75W-90 снабжён длинным выдвигающимся соплом (фото 6), которое в данном случае будет очень кстати. Альтернативный вариант – переливать масло в большой шприц (фото 7). Так к тому же будет удобно точно вычислить объём залитой жидкости.

Для наполнения редуктора выкручиваем заливную пробку. Её следует внимательно изучить на предмет целостности уплотнительного резинового кольца (фото 8). При любых сомнениях его стоит незамедлительно заменить! Далее через открывшееся отверстие заливаем масло (фото 9). Метки уровня в данном случае нет. Согласно рекомендациям производителя устойчивое подтекание масла по нижней кромке заливного отверстия свидетельствует о том, что редуктор заполнен (фото 10). 

Рекомендую несколько раз долить масло в редуктор, чтобы убедиться в том, что течь действительно вызвана тем, что полость залита под завязку. В нашем случае при заполнении редуктора шприцем вошло ровно 120 см3. Заливная пробка так же затягивается моментом 20 Нм (фото 11).

На финальной стадии протираем редуктор от капель старого и нового масел (фото 12) и визуально осматриваем место проведения работ на предмет нештатных ситуаций. Лишняя осторожность в этом деле не помешает!

Материал подготовлен при содействии частной мотомастерской «Раритетов гараж», www.vk.com/raritetov_garage


< Honda CB1100 и Yamaha XJR1300Мечта о Монголии >
11 Августа 2018 08:14 Михаил Пимус