КЛИН – ИГОЛКОЙ

КЛИН – ИГОЛКОЙ

В этот раз мы поговорим с опытными механиками о неисправностях, которые ставят в тупик многих владельцев мототехники. И первая тема – о скрытой неисправности тормозов.

Текст: Андрей Неверов

Владелец этого подержанного японского скутера, кажется, уже поверил в колдовство. Он поменял тормозную жидкость, перебрал суппорт и главный тормозной цилиндр, заменил уплотнения, тормозной шланг, а переднее колесо по-прежнему могло заклинить в любой момент!


По его словам, началось это на другой год после покупки подержанного скутера. После «зимней спячки» ручка переднего тормоза стала как будто жёстче. А ещё через пару дней появилось ощущение, что скутер как будто кто-то придерживает, и… до работы он не доехал: аппарат встал, как вкопанный. Переднее колесо заблокировано, диск – синий, слюна на суппорте шипит, ручка стоит колом, а колодки не развести даже монтажкой.

Когда суппорт остыл, колесо отпустило, но ход ручки остался минимальным. Пора менять жидкость, решил владелец. Но замена, понятно, не помогла – ведь если старая, набравшая воду жидкость закипает, тормоза, наоборот, «проваливаются» (в гидросистеме появляется пар), а не «дубеют».

Первым кандидатом на переборку стал суппорт. И правда, один цилиндр вышел легко, а другой – заклинил. Оказалось, вылезло из канавки и скрутилось уплотнительное кольцо.

Поверхности же цилиндров и поршней – в идеале. Владелец решил: нашёл дефект! И заказал ремкомплект. Но рано он радовался: в зазор между поршнем и цилиндром только листок бумаги поместится, какое уж там кольцо! А если суппорт не тёк, то кольцо было в канавке и работало. Так что новые уплотнения не помогли.

Следующим под подозрение попал тормозной шланг. Действительно, бывает такая неисправность, когда из-за отслоения внутренней резиновой оболочки образуется своего рода обратный клапан: к суппорту жидкость поступает, а обратно не идёт. Но ручка от этого жёстче не станет, да и японские шланги в такой подлянке мною не замечены. Поменять шланги на 10-летнем аппарате, конечно, полезно, но «клин» и это не вылечило.

Последним шагом стала переборка мастер-цилиндра. Там тоже обнаружилась «неисправность» – лопнувшая возвратная пружина. Но один виток погоды не делает, можно использовать ту же пружину, установив её обломком к цилиндру (чтобы не перекашивался поршень). Уплотнения же были в порядке, и поршень ходил легко. Владелец промыл и продул механизм, вычистил налипшую на поршне грязь и в цилиндре (а скопилось её немало), собрал, прокачал тормоза со свежей тормозной жидкостью и… радость его продлилась лишь пару дней. Погожим весенним утром, приехав на работу своим ходом, после обеда он не смог даже сдвинуть скутер: колесо в этот раз заклинило уже не на ходу, а прямо на стоянке – мистика!

Так, на эвакуаторе аппарат привезли к нам в мастерскую. Пока владелец рассказывал свою историю, аппарат стоял в тени под навесом, и когда он подошёл к нему, чтобы продемонстрировать жёсткую ручку тормоза, оказалось, что та заработала, и колесо вновь свободно.

Тут мне стало всё окончательно ясно. «Работы на полчаса, – говорю. – Запчасти не нужны. Подождёшь?» Он поначалу не мог поверить, ведь сам потратил несколько дней и, казалось, поменял всё, что только можно.

А неисправность оказалась скрытой в буквальном смысле слова. Скрытой под колпачком на дне тормозного бачка. Дело в том, что отверстий в бачке всегда два, одно побольше и ближе к ручке тормоза, другое – диаметра иголки, ближе к штуцеру магистрали. Вот его-то многие и не замечают при чистке бачка, ведь нередко оно скрыто тем самым колпачком, препятствующим выбросу жидкости в глаз при нажатии на ручку и открытом бачке. Это отверстие сообщает полость бачка с тормозным контуром, а малый диаметр нужен для того, чтобы при ходе поршня не утекало в бачок много жидкости, и чтобы не повреждалась кромка уплотнительного кольца, которая по нему елозит. Такая схема используется на всех мотоциклах, но у некоторых этого колпачка нет, и отверстие видно сразу. Если отверстие забито, то малейший нагрев (от работы тормоза или просто на солнце) вызывает повышение давления в системе, поршни прижимают колодки к диску и нагреваются ещё сильнее… Если же ночь была холодной, то утром тормоза работают почти штатно, только малый ход ручки подсказывает, что «клин» наготове.

Чтобы получить доступ к отверстию, колпачок нужно поддеть отвёрткой или крючком и вытащить. Без этого прочистить дырочку не удастся. Лучше всего делать это при снятом поршне, чтобы не повредить уплотнения. Чистить можно иголкой или тонкой проволочкой, если продуть воздухом не удаётся. Главное при этом – не развальцевать кромку отверстия внутри цилиндра, иначе уплотнение поршня быстро сотрётся о микронеровности.

Об этой неисправности мало кто догадывается, но на подержанных аппаратах она не редкость. А главное, что теперь, если такое случится на дороге, вы знаете, что восстановить работу тормозов можно за несколько минут. Не обязательно даже сливать жидкость, достаточно иметь крестовую отвёртку, чтобы снять крышку бычка, и тонкую иголку.


< Мотосезон с Liqui MolyГуси на Селигере >
27 Сентября 2017 15:25 Андрей Неверов