Круговорот приводных ремней

Круговорот приводных ремней

Замена приводного ремня на скутере

текст: Михаил Пимус
фото автора

Среднестатистический мотоциклист из приводных механизмов ведущего колеса, как правило, бегло ориентируется в цепях и карданах. Зубчатые ремни в мотоциклах большая редкость, в обслуживании запросто приводящая в тупик даже бывалых. В мире скутеров всё с точностью до наоборот. Здесь матчасть исторически основана на вездесущем клиноременном вариаторе. О нём, а точнее, об операции по замене ремня и поговорим.


Подопытным выступит повидавший многое скутер Yamaha BMS с двигателем 4VP. Конструкция вариатора в конкретном случае максимально каноническая, что показательно. Ремень вариатора у абсолютного большинства скутеров формально можно считать зубчатым. Однако сами зубцы здесь напрямую не влияют на движение. Они предназначены для увеличения эластичности, жёсткости и надёжности ремня.

Ввиду разумно-бюджетного подхода на замену безымянного ремня мы будем использовать ремень Dayco 16.5х747LE-7167 (фото 1). Dayco – известный во всём мире производитель приводных ремней. Уже несколько десятилетий является одним из ведущих конвейерных поставщиков крупнейших производителей мототехники. Все ремни Dayco производятся под строжайшим контролем на заводе в Италии.

Стоит заметить: ввиду категорически неудачного подбора комплектующих вариатора на конкретно взятом скутере по обширному каталогу Dayco нами был подобран именно ремень 16.5х747LE (длина 747 мм, ширина 16,5 мм). На полностью стандартном вариаторе следует использовать ремень размерностью 17,5х772 мм.

Внутри вариатора ремень находится в довольно суровых условиях. Со временем от перегрева и механического воздействия шкивов он снашивается, теряет эластичность, а иногда и рвётся. Средний регламентный пробег на одном ремне для малокубатурного скутера – 8000–10000 км.

Подготовка

Скутер следует установить на центральную подставку на ровной площадке. По возможности предварительно оттереть от загрязнений крышку картера вариатора. В общем случае помимо ремня понадобится специфический набор инструментов – шестигранный ключ для откручивания крышки вариатора (особенность скутеров Yamaha), отвёртка, ключ для гайки на шкиве, а также ножничный фиксатор шкивов (фото 2). Не помешает запастись сжатым воздухом для продувки деталей, ветошью и очистителями.

До начала монтажа на вариатор извлечённый из упаковки ремень следует хранить на ровной поверхности в чистом, сухом и прохладном месте вдали от топлива и масел. Ни в коем случае нельзя подвешивать ремень на крючок, поскольку он крайне чувствителен к перекашиванию. 

Выполнение

Первым делом стоит открутить хомут, удерживающий патрубок вентиляции (фото 3). В случае присутствия стандартного эйрбокса придётся открутить дополнительный болт в месте примыкания к картеру. Крышку картера вариатора у Yamaha BWS держат 12 болтов (фото 4). Один ровно посередине и ещё 11 по периметру. Так или иначе, крышки у подавляющего большинства скутеров закреплены по схожей схеме. Вначале откручиваем болты по периметру (фото 5), а после центральный. Далее крышка после небольших покачиваний снимется сама (фото 6). Можно помочь ей мягкой киянкой. Ни в коем случае нельзя раскрывать плоскости отвёрткой. Можно повредить саму крышку, картер и прокладку. Прокладка является многоразовой. К посадочному месту она, как правило, не прилипает. Но, тем не менее, демонтаж стоит проводить аккуратно. В некоторых случаях сразу после снятия крышки наружу выпадет бендикс стартера, но в случае с Yamaha BWS все детали системы запуска расположены за дальней щекой переднего шкива.

Следом нашему вниманию предстаёт пространство под крышкой (фото 7). Внутри может быть пыльно. Это продукты износа ремня и фрикционных колодок на заднем шкиве. Загрязнения при каждом вскрытии необходимо удалять. Важно, чтобы под крышкой было идеально сухо. Подтёки воды свидетельствуют о снижении герметичности крышки. Капли масла – о кончине коренных сальников коленчатого вала.

Для снятия ремня придётся разобрать передний шкив. В некоторых случаях ещё и задний. Шкив удерживает одна гайка. Чтобы её открутить, необходимо зафиксировать шкив специальным ножничным фиксатором. Усы фиксатора вставляются в распор в крыльчатку на ближней части шкива. Одной рукой удобно держать съёмник, другой ключом откручивать гайку (фото 8). Задний шкив (торкдрайвер) разбирается по похожей схеме. Снятые детали имеет смысл аккуратно раскладывать по порядку, чтобы не перепутать (фото 9).

При разобранном переднем шкиве ремень немного прикушен в заднем. Чтобы извлечь ремень, задний шкив потребуется разжать руками (фото 10).

Ремень является направленным. Установка производится либо по стрелке на широкой внешней кромке, либо, как в нашем случае, по надписи. Буквы и цифры при правильной установке не должна при взгляде со стороны шкивов оказаться вверх ногами (фото 11).

Ремень при установке следует поглубже просадить в заднем шкиве (фото 12), чтобы не прикусить его в переднем в момент закручивания. Смонтированный ремень не надо пытаться руками вытащить на радиус. Вариатор с первыми оборотами двигателя сам взведёт его в нужное положение. Помните о точности при сборке! Гайка на переднем шкиве затягивается с усилием 45 Нм, болты крепления крышки с усилием 12 Нм. Новый ремень имеет смысл «прикатать», не давая двигателю первые 50 км пути выходить на максимальные обороты. Как минимум раз в сезон вне зависимости от пробега ремень стоит инспектировать на предмет задиров, износа и трещин.

Материал подготовлен при содействии частной мотомастерской «Раритетов гараж», www.vk.com/raritetov_garage


< Москва провожаетНогами и руками >
19 Ноября 2018 15:21 Михаил Пимус