Honda TRX 680 и Yamaha Grizzly 700 EPS

Honda TRX 680 и Yamaha Grizzly 700 EPS

текст: Михаил Пимус
фото: архив редакции

Превратность понимания областей применения утилитарных квадроциклов в современном мире зашкаливает. «Утиль» – прежде всего маленький и проворный трактор. И всевозможные развлекательные дисциплины тут уходят на второй план. В чести крепкая и работящая техника, которая никогда не подведёт и довезёт до дома во что бы то ни стало. Honda TRX 680 и Yamaha Grizzly 700 EPS абсолютные рекордсмены по живучести и функциональности в своём классе. Поэтому рассказ пойдёт именно о них.

Honda TRX 680 (2005 г . – наст. вр. 400000–800000 руб.)

Его скромное Величество Honda TRX 680 – тот самый мотовездеход, который будет жить вечно. После ядерного взрыва останется только он и тараканы. Более крепкий квадроцикл ещё не придуман на планете Земля. Ввиду врождённой живучести и сравнительно низкой степени «навороченности» TRX 680 мало применим в развлекательных покатушках, что сильно сказывается на популярности модели. Вторым названием модели иногда фигурирует слово rincon , которое витиевато переводится на русский язык как местность, окружённая ручьями и реками.

Двигатель

Одноцилиндровый четырёхклапанный двигатель с рабочим объёмом 675 см3, электронным впрыском топлива, балансирным валом и двумя свечами зажигания, устанавливающийся на Honda TRX 680, по большому счёту не имеет слабых мест. Конструкция условно похожа на ту, что применяется в лёгких японских эндуро, которые в самых тяжёлых условиях проезжают многие десятки тысяч километров почти без обслуживания и ремонта. Двигатель низкофорсированный и относительно тихий. К угару масла не склонен. На экстренный случай имеется дополнительный ручной стартер. Ограничитель максимальной скорости срабатывает на 100 км/ч.

Воздух в систему питания подводится по сложному длинному лабиринту. Заборное отверстие выведено чуть выше сиденья. Все сапуны сведены примерно на тот же уровень. Короб воздушного фильтра выполнен так, что сам фильтрующий элемент располагается почти посередине всего объёма. Вода скорее сольётся по дренажам, чем попадёт в цилиндр, если вообще когда-либо доберётся до впуска. «Утонувшие» моторы от Honda TRX 680 большая редкость.

Трансмиссия

Основной козырь именно TRX 680 – полноценная плавнейшая трёхступенчатая гидротрансформаторная автоматическая коробка передач. Коробкой управляет электронный блок. Данный квадр начисто лишён одной из главных проблем подобного рода техники. Нельзя порвать ремень вариатора там, где нет ни ремня, ни вариатора! Коробка передач управляется коротким рычагом под рулём. Есть ручной режим с управлением кнопками на руле и возможность торможения двигателем, но понижающей передачи нет. В качестве гидравлической жидкости используется масло из мотора. Автомат мотовездехода в отличие от автомобильного не имеет противооткатной функции. Убить его практически невозможно. Броды до уровня сапунов (на уровне сиденья) такой КПП нипочём. Признаки нештатного поведения появляются, только когда по гидросистеме масло циркулирует вперемежку с водой. Пара последовательных замен масла почти полностью убирает негативное воздействие воды на механизмы. В редких случаях под замену идут сцепления и редукционные клапаны.

Базовый режим привода у TRX 680 задний. Перед подключается жёстко кнопкой или автоматически после кратковременной пробуксовки задних колёс. Чем сильнее пробуксовка, тем сильнее срабатывает самоблокирующийся дифференциал передней оси.

Рама и обвес

Рама мотовездехода плотно скомпонована, параллельные трубы и некоторые особенно длинные диагонали усилены короткими косынками. В задней части к основной раме пристыкован небольшой подрамник. Данная конструкция является весьма крепкой. К тому же большое количество пластика скрывает поверхность рамы от мелких повреждений.

В глянцевых окрасках пластик покрыт толстым слоем лака, который долго сопротивляется царапинам, но в конце концов покрывается мелкой паутинкой. Протереть лак непосредственно до пластика – задача не из лёгких. Равно как и сломать что-либо из облицовок. Крайние вставки на крыльях и бампере изготовлены из крашенного в массе чёрного шершавого пластика. Он не теряет товарный вид даже в самых тяжёлых передрягах, а также эффективно защищает крашеный пластик от повреждений.

Тормоза

Тормозная система TRX 680 набрана с учётом использования преимущественно по грунту в основном в утилитарных целях. При сухом весе в 277 кг от четырёх суппортов (двухпоршневые спереди, однопоршневые сзади) и крошечных тормозных дисков чудес ждать не стоит.

Подвески

Подвеска всех колёс независимая с алюминиевыми рычагами. Ход совсем невелик. Равно как и дорожный просвет. Однако при движении ходом по разбитой дороге TRX 680 радует мягкостью и плавностью хода. Секрет в удачно подобранной жёсткости амортизаторов. Низко посаженный мотовездеход меньше раскачивается и лучше контролируется. Прыгать данный квадроцикл не любит и не должен, но может. При особо жёстких приземлениях первыми страдают А-образные рычаги подвески. В стандартной комплектации встречаются как 24-дюймовые колёса, так и 25-дюймовые. Что интересно – шрусы именно у TRX 680 практически никогда не выходят из строя. На штатной 25-й резине «Трыкс» может плыть без седока и не переворачиваться рулём вверх!

Комфорт

 Как уже было сказано, Honda TRX 680 отличается покладистым норовом и приличной управляемостью. Длительные поездки не выматывают водителя. Наличие пассажира – философский вопрос. Японская квадротехника вся сплошь полутораместная. Второму номеру совершенно точно будет тесно! Стоит отметить великолепную грязезащиту. Пожалуй, одну из лучших в классе. К минусам можно отнести тяжёлый руль (усилителя нет) и скромные возможности по перевозке багажа в штатном исполнении. Поэтому владельцы всегда задействуют один из багажников под запираемый кофр.

Модификации

За всё время производства квадроцикл Honda TRX 680 вообще не подвергался модернизации. Исключение – американская спецверсия Rincon 680 GPScape, которая отличается наличием встроенного GPS (показывает направление, расстояния, запрограммированные точки, высоту над уровнем моря).


Yamaha Grizzly 700 EPS (2007 г . – наст . вр . 350000 – 1050000 руб .)

Yamaha Grizzly 700 EPS – один из самых уважаемых и популярных «утилей». Его феноменальная надёжность удачно дополнена довольно резвым мотором, что в сумме позволяет рассуждать о «Гризли» как о лучшем выборе для тех, кто хочет утилитарный мотовездеход с возможностью прохватить по полю и ближайшему перелеску, поднимая в воздух комья грунта.

Двигатель

Yamaha Grizzly 700 EPS оснащён четырёхтактным четырёхклапанным, 708-кубовым одноцилиндровым двигателем с двумя распредвалами в системе газораспределения и жидкостным охлаждением. По сути, данный силовой агрегат ведёт свою историю с самого момента появления большого «Гризли» на свет. Проблемы с ним случаются лишь в случае полного утопления или сильнейшей укатанности. Двигатель крайне живучий и в дефиците мощности его не обвинишь. Есть склонность к подъеданию масла при большом пробеге. Воздухозаборник и все сапуны выведены под фальшбак на уровень сиденья.

Трансмиссия

Yamaha Grizzly 700 EPS пропагандирует использование классической в данном виде техники вариаторной трансмиссии. Прелесть вариатора Ultramatic в высокой прочности. При прочих равных шкивы и сопутствующие детали довольно крупные. Порвать ремень на Grizzly 700 максимально сложно. Переключение режимов привода 2WD/4WD c возможностью блокировки дифференциала при 4WD осуществляется при помощи системы On-Command. Сервопривод быстро и эффективно подключает переднюю ось и блокировку. Со включенным полным приводом и блокировкой Yamaha Grizzly 700 обладает феноменальной проходимостью.

Рама и обвес

Стальная рама Yamaha Grizzly 700 EPS уложена в несколько ярусов сложной пространственной конструкции. Параллельные трубы и диагонали старательно усилены перфорированными вставками. Сокрушить что-либо в данной конструкции крайне сложно. Обвес выполнен из вязкого и плотного пластика, который не ломается даже при очень низких забортных температурах. Шершавая фактура со временем покрывается большим количеством неглубоких царапин. Зацарапанные места поглощают грязь, плохо отмываются и выглядят неряшливо. Камуфляжная краска в месте повреждения может отслаиваться кусками.

Тормоза

С простыми однопоршневыми суппортами в круг тормозит Grizzly 700, как и подобает подобной технике, вальяжно. На рычаги тормозов приходится нажимать что есть силы. Для использования вне дорог общего пользование такое поведение стоит считать нормальным.

Подвески

Чисто кинематически независимые подвески всех колёс на А-образных стальных рычагах у Grizzly 700 рассчитаны скорее на высочайшую проходимость, чем на сверхчувствительную и подконтрольную рулёжку. Ввиду большого хода подвесок, короткой базы, большого дорожного просвета и сравнительно небольшой колеи Yamaha Grizzly 700 ощутимо кувыркучий. При резком открытии «газа» мотовездеход легко встаёт на дыбы, а в повороте опасно кренится, на околомаксимальных скоростях курс приходится корректировать. В ходе эволюции производитель несколько раз пытался минимизировать подобное поведение за счёт длины рычагов, но до полной победы дело не дошло. Отчасти переворотов можно избежать применением проставок для увеличения колеи. Также проблему можно минимизировать, если приноровиться плавно работать курком «газа». Прыжки подвеска держит героически. Пробить и сломать что-то при каких угодно жёстких приземлениях почти нереально. В теории на 26-дюймовой резине «Гризли» может плыть по воде без водителя.

Комфорт

 Одно из ощутимо повышающих комфорт средств – электрический усилитель рулевого управления, который устанавливается на Grizzly 700 с самого начала производства. Усилитель обеспечивает лёгкость и точность поворота руля почти в любых условиях. Система абсолютно надёжна. Незаменима в грязи и на сложном рельефе.

Также для удобства перевозки грузом мотовездеход оснащён сразу несколькими багажниками и багажными ёмкостями. Как и прочие японские производители, Yamaha не поощряет езду на квадроцикле вдвоём. Поэтому Grizzly 700 скорее полутораместный, чем двухместный. Пассажиру отведено совсем немного места.

Модификации

В 2014 году в силовом агрегате появились кованые поршни, также значительно обновлена начинка. В 2016 году двигатель перешёл на DOHC газораспределение и гильзованный цилиндр, прибавил в рабочем объёме и характеристиках. В том же году появилась дополнительная фара на руле. Параллельно с базовой версией выпускается чуть более богато оснащённая (диски, раскраска и др.) версия SE . С 2016 года на базе Yamaha Grizzly 700 выпускается удешевлённая и упрощённая модель квадроцикла Yamaha Kodiak 700.


Выбор резины

В штатной комплектации на оба квадроцикла, как и на все утилитарники, ставится универсальная резина, одинаково пригодная, точнее, непригодная, для езды по всем типам земной коры. Единственное покрытие, на котором она неплохо держит, это хорошо подготовленные укатанные гравийки. Поэтому нередко вопрос о смене резины встаёт задолго до того, как она сотрётся. Просто потому, что хочется чего-то большего.

 Во-первых, большего по размеру. Штатные 25” и 26” внешнего диаметра не могут обеспечить хорошую проходимость в глубоких колеях и на заболоченных участках местности. Безо всяких переделок, замен дисков, установки проставок на колёса и регулировки сход-развала в оба ATV легко встают колёса 27x10.00–12 вперёд и 27x12.00–12 назад. Да, они весят больше, чем 25–26, но приподнимают квадроцикл на полдюйма-дюйм над землей, и, как правило, отличаются большей «зубастостью». Можно примерить и 28”+, но тут уже не всё однозначно. Могут быть проблемы с задеванием покрышек за квадроцикл на кочках при сжатии подвески, а также при поворотах колеса за рычаги и пластик.

Во-вторых, хочется большего по высоте лопаток и проходимости протектора. Ставить что-то подобное тому, на чём квадр выехал с конвейера, имеет смысл только при его сугубо утилитарной эксплуатации, для рабочих целей. Тогда обратите внимание на Maxxis Bighorn, Kenda Bounty Hunter, CST Abuzz, ITP Terra Cross. Они неплохо держат и долго ходят.

Если планируются внедорожные покатушки с форсированием и преодолением, то лучше поставить что-то более зубастое с увеличенной высотой лопатки, рисунком ёлочкой и улучшенным самоочищением: Kenda Bearclaw, ITP серии Mudlite, Deestone D936 Mud Crasher, CST Ancla, Arisun AT12, Maxxis MU-01 Zilla, Sedona AT30. Я бы замену штатным колёсам искал именно в этой группе.

Для любителей залезть в болото по самый шноркель можно посоветовать совершенно внедорожные шины, по рисунку близкие к задним колёсам трактора «Беларус». Их сцепные свойства на асфальте будут крайне посредственными, да и стираться они будут быстро при езде по твёрдым поверхностям, но зато на грунте они ведут себя восхитительно. В этом сегменте лидерами будут Kenda Executioner, ITP серии Mayheim, Deestone D932 Swamp Witch, CST Wild Thang, Maxxis M966 Mudzilla, Arisun AR49.

На что ещё следует обратить внимание, так это на конструкцию шины. Количество слоёв (нейлона, кевлара, арамида) по рабочей части протектора маркируется цифрой и словом “Ply” после неё. Четырёхслойные (4ply) шины будут легче и эластичнее, шестислойные (6ply) – тяжелее и жёстче. С первыми лучше справляется подвеска, вторые лучше противостоят проколам. Если есть желание заморочиться, придите в магазин со своими напольными весами. Разница в массе разных покрышек похожей маркировки размера может вас удивить.

Интернет-магазин «Моторезина.ру»: www.motorezina.ru, +7 (495) 500-75-30.


< Зацеп есть! Программа реновации пластика >
5 Мая 2018 08:19 Михаил Пимус