Быстрая соль

Быстрая соль

Текст: Михаил Антонов, Лео Никитин
Фото из архива авторов

«Неделя скорости» на американском солёном озере Бонневилль – легендарное мероприятие, собирающее самые быстрые автомобили и мотоциклы планеты для установления рекордов скорости. В последние два года там выступала и российская команда, участники которой рассказали «Мотоэксперту» об особенностях этих необычных соревнований.


Прежде всего, для поездки на Бонневилль нужно иметь соответствующий мотоцикл. Классификации и действующие рекорды подробно расписаны в так называемой «рулбук» ($ 10) – брошюре, которую можно купить у организаторов. Прочитать её желательно до постройки мотоцикла, чтобы целенаправленно ориентироваться на один из классов. Но если мотоцикл уже готов, нужно понять, в каком классе он будет выступать. 

Перед поездкой желательно предварительно пройти техкомиссию по фотографиям и комментариям техинспекторов. Возможно, мотоцикл потребует каких-то доработок, которые дома сделать намного проще, чем в чужой стране. Есть два варианта доставки мотоцикла. Самостоятельно проходить таможенные и отправочные процедуры получается дешевле, но по ту сторону океана возможны неожиданности. В 2015 году в Лос-Анджелесе мы провели на таможне четыре дня, которые можно было потратить на что-то более интересное. Услуги транспортной компании обойдутся дороже, но и вероятность проблем снижается практически до ноля. Отправка туда – обратно стоит около $ 10000. 


Есть и экзотические способы экономии. Например, знакомые австралийцы держат мотоциклы у друзей в Канаде и ежегодно приезжают на Бонневилль оттуда. Правда, в этом случае не получится долгими зимними вечерами понемногу работать над мотоциклом. За пару недель до мероприятия нужно оплатить «мемберские карты» на этот год ($ 115 за одного человека) и сбор за участие ($ 525 за один мотоцикл). Если заниматься этим на месте, получится дороже. 

Особенность езды по соли заключается в её изменяющемся состоянии. Рано утром, в начале заездов, она обычно плотная и сухая и в плане езды мало чем отличается от асфальта. Но соль бывает мокрой и рыхлой. В таком виде она скользит и облепляет, словно мокрый снег, поверхность мотоцикла. Важную роль в качестве езды играет подготовка самой трассы: в этом году наш первый заезд проходил на самой короткой трёхмильной трассе Rookie course . Из-за неровностей и влажной соли мотоцикл кидало так, что выскакивали передачи. Пришлось серьёзно озадачиться работой подвески, и всё равно о езде на «все деньги» не могло быть и речи. Но при переходе на short course с качественной солью все проблемы сразу решились. В 2017 году организаторы хорошо подготовились, сделав широкие курсы, и по мере износа или аварий трасса просто сдвигалась в сторону. Специально тренироваться для езды по соли нет смысла, да и возможности. Но привыкать к мотоциклу нужно из-за его особенностей. 

Рекордные гоночные мотоциклы отличаются лежачим положением водителя, 30-градусным ограничением поворота руля, движения рук в обтекателе сильно ограничены, в общем, езда сильно отличается от привычной. Основная задача водителя – держаться в седле и следить за приборами, чтобы не угробить мотор. Отдельная история – поиск подходящего места для тренировок и настроек без машин и ГИБДД. Нужна прямая длиной около 8 км, чтобы было место разогнаться и затормозить, при этом с достаточно качественным для жёсткой задней подвески асфальтом. Мы использовали Дмитровский полигон, хотя условия там немного не дотягивали до наших требований. Техника, участвующая в подобных мероприятиях, работает на грани своих возможностей. Из моторов выжимается всё, ведь мощность – это основная составляющая скорости. 

Некоторые поломки не поддаются анализу и случаются только тут. Например, в нашем случае большинство поломок никак себя не проявляли дома во время многочасовых испытаний на стенде и полигоне. А узлы, за которые мы переживали, особенно «коробка» и редуктор, отработали на все сто. Бывает, что многомиллионные проекты на Бонневилле даже не покидают пит-зоны. Ремонтироваться на соли крайне сложно, в основном из-за палящего яркого солнца, иногда бывает ветер с соляной пылью. Для крупных команд с серьёзным финансированием это проблем не составляет, они приезжают на больших трейлерах-мастерских, в которых имеется всё необходимое оборудование. Команды попроще типа нашей ставят палатки от солнца для подготовки мотоцикла и мелкого ремонта, а также автодом с кондиционером для отдыха. Однажды мы меняли двигатель ночью под фонарём на парковке казино, в котором жили. Мотоцикл даже не вынимали из пикапа. К нам постоянно подходили другие гонщики, предлагали помощь и расспрашивали про наш мот. Когда требовалась сварка и более серьёзное оборудование, мы ездили за 200 км в Солт-Лейк-Сити, где находится мастерская Grim cycle нашего друга Шона. 

Бытует мнение, что к российским командам в США относятся не очень хорошо, но мы этого не заметили. Наоборот, когда люди узнавали, что мы приехали из России, относились с интересом и уважением. К кому бы мы ни обращались, все помогали, а некоторых и просить не приходилось. Например, когда главный техинспектор хотел нас дисквалифицировать за карбюраторы, которые якобы не соответствуют регламенту винтажного класса, коллеги из легендарной команды «Лоу Бро Кастомс» помогли решить вопрос. Прежде всего, люди едут на Бонневилль за особенной атмосферой. Попадая на соль, в центр «гоночной движухи», ты наполняешься особенными чувствами. Многие приезжают туда из года в год не ради рекордов, а для эмоций и тусовки со старыми и новыми знакомствами. Там можно увидеть самые разные проекты, от очень дорогих и высокопрофессиональных до низкобюджетных гаражных. При этом знаменитые инженеры и пилоты запросто общаются и делятся опытом с начинающими энтузиастами. Плюс само по себе «намоленное место», где гонки проходят почти 100 лет, выглядит очень необычно. Соль напоминает снег в марте, липкая в низинах и ямках, с проталинами. Воздух богат солями и минералами и хорошо влияет на самочувствие.

Приехав на соль, прежде всего надо пройти регистрацию, заполнить медицинскую форму, продемонстрировать амуницию пилота. Следующий этап – техинспекция, где проверяют мотоцикл. Если всё прошло успешно, для начала вам предложат проехать на Rookie course (самая короткая трасса для новичков и малокубатурной техники), чтобы подтвердить адекватность пилота и машины. Только после этого вы готовы совершать рекордные заезды. Показав рекордную скорость, нужно в течение часа прибыть в импаунд-зону и там пройти техкомиссию на соответствие классификации. Потом даётся четыре часа для подготовки техники к подтверждающему заезду, который пройдёт на следующий день утром. За нахождение около мотоцикла в другое время, опоздание на въезд или выезд из зоны рекорд снимается. Импаунд открывается в 6:00 утра, в 7:00 в сопровождении инспекторов колонна отправляется на стартовую линию, к курсам, где была показана рекордная скорость. Если средняя скорость первого и второго заездов выше рекордной, рекорд предварительно засчитывается. 

Остаётся пройти тест «на допинг», частично разобрать двигатель, чтобы инспектор провёл измерения и осмотр техники на наличие запрещённых для этого класса инноваций. Даже если всё хорошо, шампанское открывать ещё рано, даже в самый последний день «недели скорости» в вашем классе может найтись кто-то более быстрый. Заезд начинают с нулевой отметки своим ходом или с помощью «пушера», разгоняющей машины. Первая миля разгонная, измерений не производят. В начале каждой следующей мили стоят хронографы, которые рассчитывают среднюю скорость прохождения мили. В конце есть зона торможения от одной до трёх миль. После прохождения дистанции мотоцикл сворачивает и ждёт забирающую машину. В случае серьёзной поломки или аварии тебя забирает машина организаторов. После проезда можно узнать скорость, получив официальный «чек» в пункте выдачи результатов или послушать радио. Главный приоритет организаторов – безопасность. Тем не менее, случаются аварии, в том числе со смертельным исходом. 

В 2016 году было много сходов с поломками, или пилоты не справлялись с управлением. А в 2017 на второй день гонок погиб пилот стримлайнера. На большой скорости машину развернуло на 180°, она взлетела в воздух и упала, оставив под собой большую воронку. Бывают и совсем нелепые аварии. В 2017 году на подъезде к трассе столкнулись лоб в лоб минивэн и пикап, один человек погиб на месте, остальных на вертолёте доставили в больницу. И это несмотря на лимит скорости 45 миль/час и широчайшую дорогу с раздельным движением. На Бонневилле возможно всё!


< АЛТАЙ: МЕСТО СИЛЫКак одеваться в экстремальный холод >
26 Февраля 2018 07:46