Увезу тебя я в тундру…

Увезу тебя я в тундру…

«Тайга Варяг» 550V 553 см³, 50 л. с., 280 кг (сухой), 85 км/ч, 259.900 руб.

«Тайга Варяг» 500 497 см³, 43 л. с., 265 кг (сухой), 85 км/ч, 199.900 руб.

Текст: Михаил Пимус
Фото: «Русская механика»

Бои на снегоходном фронте не утихают. В сражениях за сердца покупателей старейшему отечественному производителю удаётся навязать неплохую борьбу иностранным захватчикам.


Внушительный процент из всех эксплуатируемых на просторах нашей необъятной родины снегоходов используется в сугубо утилитарных целях. Так уж получается, половина страны отгоняет от своего жилища медведей, выпасает скот, занимается земледелием, перманентно борется со снегом и холодом, даже когда на другой половине тепло и сухо. Без недорогого и надёжного транспорта, который в силах прорваться сквозь снежную целину, ну никак нельзя.

В категории «дешевле только санки» нешуточный накал страстей сконцентрирован вокруг древнего, примитивного, но надёжного и простого как советская мясорубка Yamaha Viking (наиболее актуальная версия Viking 540 IV) и рыбинскими машинами серии «Тайга Варяг».

Общая примитивность и русского, и японского снегоходов примерно на одном уровне. На какие-либо технические изыски рассчитывать бессмысленно. Главным аргументом в выборе у потенциального покупателя, скорее всего, станет цена. И здесь за счёт гибкой политики производителя и отсутствия необходимости ввозить и таможить технику пальма первенства принадлежит «Русской механике». Более того, «Тайга Варяг» 550 V с ценой в 259900 руб. по доступности переигрывает не только равноценный по оснащению Viking 540 IV (339000 руб.), но и максимально разукомплектованный Viking 540 IV Tought Pro (309000 руб.). 

«Тайга Варяг» 550 V

«Тайга Варяг» 550 V является самым продвинутым среди своих собратьев по модельной линейке. За сумму, обосновавшуюся значительно ниже отметки в 300000 рублей, получаем вполне себе жизнеспособный аппарат с минимально необходимым набором функций. Дизайн передней части не образчик свежести и оригинальности, но между тем очень даже неплох и во многом переигрывает японского собрата. Защищённая спереди алюминиевым бампером крышка моторного отсека щеголяет яркими надписями, вентиляционными каналами, миловидной фарой и лопухом ветрового стекла. Всё вместе выглядит неплохо, если упорно не всматриваться в фактуру пластика, неаккуратные наклейки и грубые края пропиленных отверстий с прихваченными нейлоновыми стяжками сеточками (что-то подсказывает, что полопаются они на раз). 

Пластиковые детали никогда не были сильной стороной нашего авто- и мотопрома. Хорошо сделано двухуровневое сиденье и спинка пассажира – обивка нигде не висит, швы глаза не мозолят. Площадь поверхности, выделенной под приборную панель, многократно превышает фактическое наличие приборов. Если конкретнее – там, где поместился круглый спидометр со встроенным цифровым тахометром, можно было расположить половину датчиков и кнопочек с боевого автомобиля команды «Камаз-Мастер». Пустовато, одним словом. Из расчёта на суровые условия эксплуатации имеется подогрев ручек руля и курка «газа», работающий только в испепеляющем режиме – спустя десять минут после нажатия на соответствующий тумблер жарить начинает так, что руль невозможно держать в руках (видимо для условий адского холода). Интересно решён вопрос контроля уровня топлива. Пробка бензобака несёт на себе простую погружающуюся в бензин конструкцию с направляющей и поплавком, который связан со стрелкой на лицевой стороне пробки. Элементарно, зато нормально функционирует и не увеличивает конечную стоимость. Жаль, того же нельзя сказать про герметичность запирания – на кочках бензин по чуть-чуть вырывается наружу. Вопрос с багажом решён по стандартной схеме – то, что не войдёт в подседельную ёмкость, обязано уместиться на хвосте внутри грузовой платформы... в остальных случаях придётся докупать прицеп (фаркоп имеется).

Менее всего располагает к себе посадка. Тут всё как в случае с ВАЗовской классикой или «УАЗом»-«буханкой» – если у вас полный комплект человеческих конечностей, и все они гнутся как нужно, то вам за рулём «Варяга» будет не очень удобно. Низкий руль при поворотах упирается в коленки абсолютно у всех. Высоким водителям некуда вытянуть ноги, низким – сильно перекрывает обзор искажающее картинку ветровое стекло. Явно не помешало бы сделать отверстия в платформах для ног чуть больше и снабдить выштамповками или установить зацепистую гребёнку по краям, как это сделано на VK540. Тогда ботинки будут меньше скользить, что немаловажно.

Последнее, чего стоит ожидать от бюджетного снегохода – это внушительной динамики и идеальной подконтрольности. Двухцилиндровый двухтактник объёмом 553 см³ с одним карбюратором Mikuni и лепестковым клапаном на впуске звёзд с неба не хватает (максимальная мощность – 50 л. с.), однако с поставленными задачами справляется. К сожалению, конструкцией не предусмотрена система раздельной смазки, бензин придётся по старинке размешивать с маслом в канистре. Двигатель при работе не досаждает сильным грохотом за счёт применения современных шумопоглощающих материалов внутри моторного отсека.

280-килограммовый аппарат под бодрое рычание выходит на максимальную скорость в 80 км/ч, забирается в достаточно крутые горки и неплохо проталкивает сам себя 500 мм гусеницей Magnum с увеличенным грунтозацепом сквозь глубокий снег. На случай преодоления сурового зимнего бездорожья имеется пониженная передача и реверс. Рычаг КПП слева в районе колена особо не мешается, ходит достаточно легко, передачи фиксируются уверенно.

Задняя склизовая подвеска с двумя гидропневматическими амортизаторами и пружинами сжатия обеспечивает хорошую плавность хода, но только в степенном туристическом режиме передвижения. Стоит прибавить «газ» и поехать чуть активнее, и почти на каждом втором приземлении со снежных неровностей из недр гусеницы раздаётся глухой стук. Подобный эффект в той или иной степени наблюдается почти на всех снегоходах из модельной линейки «Русской механики».

При размеренном плавном движении (наиболее разумный выбор для бюджетного утиля) наступает полная идиллия возможностей подвески и двигателя, подкреплённая производительностью гидравлического дискового тормоза. Снегоход свободно меняет курс и лавирует по лесным тропинкам. Подобное поведение соответствует целям и задачам, поставленным перед «Варягом» 550 V. Даже те, кто не имеет особого опыта вождения, быстро разберутся и освоятся.

«Тайга Варяг» 500

У «550-ки» есть любопытное продолжение в лице значительно удешевлённой модификации «Тайга Варяг» 500. Бюджетный снегоход не так прост, как кажется. Максимально упрощённая версия построена на той же базе с практически идентичной внешностью, но с использованием менее прогрессивных узлов и агрегатов. В первую очередь, пришлось поменять двигатель на менее мощный РМЗ-500 (43 л. с.), что с учётом уменьшившегося веса на динамику не повлияло. Прогрессивная подвеска уступила место варианту с одним гидропневматическим амортизатором и пружинами кручения, отчего энергоёмкость ощутимо ухудшилась, ход и спереди, и сзади значительно уменьшился. 

Подогрев рукояток руля и курка «газа» перешёл в разряд опций вместе со спинкой и подножками для пассажира, передний бампер из нарядного алюминиевого стал простым стальным. Основная изюминка – отказ от сложного и низкого руля в пользу конструкции из изогнутой трубы в лучших велосипедных традициях от модели Tiksy 250. Такой даунгрейд вопреки ожиданиям значительно улучшил посадку (руль больше не бьёт по коленям) и позволил водителю уверенно ехать как стоя, так и сидя. Как результат, гораздо более подходящая манера пилотирование и возможность слегка перешагнуть за сугубо утилитарное применение.

Цена и качество

С покупкой бюджетной техники всегда очень остро обстоит вопрос с качеством и надёжностью. При прочих равных большей популярностью на рынке будет обладать тот, чья продукция обладает большей неубиваемостью и ресурсом. Причём вопросы оснащения отходят на второй план. Поначалу показавшаяся безумной идея испытывать гражданские «снежики» на горной местности в Хибинах являлась своего рода вызовом. Рыбинские специалисты устроили настоящее суровое испытание, и техника выдержала. В ходе небольшой поездки у двух «варягов» (550 V и 500) не возникло никаких нештатных ситуаций и не выявилось артефактов, связанных с прочностью конструкции. Косвенно вселяет уверенность тот факт, что инженеры в ходе регулярных длительных испытаний уже успели накопить обширную базу знаний по исправлению возможных недостатков. Но всё же разговоры о качестве я бы начинал с наката, измеряемого тысячами километров. Yamaha Viking давно известна своей надёжностью, в то время как линейка «Варягов» имеет в своём прошлом ряд достаточно серьёзных недостатков.

  

Заключение

На протяжении всего теста мне лично было интересно, когда же рыбинская техника начнёт капризничать и ломаться. К моему сожалению и радости «Русской механики», «Варяг» 550 V, «Варяг» 500 и многие другие модели компании не давали абсолютно никакого повода усомниться в их профпригодности. Удалось даже проверить, каково это ездить на снегоходе по траве и земле, а также пересекать речку вброд. И вновь никаких перегревов, подклиниваний и прочих проблем.

Таким образом, старейшие производители снегоходов в России при всеобщем скептическом настрое лишний раз доказали, что конкурировать с Японией сложно, но можно. И преодоление сразу двух пороговых величин в 300000 и 200000 рублей – один из ключевых аргументов.

  

Снегоходы и экипировка предоставлен на тест компанией ОАО «Русская механика», www.russnegohod.ru, тел. (4855) 320-328.


< Горные королиСнегоходы-2014 >
23 Ноября 2013 10:14 Михаил Пимус