Эко-метеорит

Эко-метеорит

Harley-Davidson Iron 1200: 2018 г., 1202 см3, 96 Нм, 256 кг, от 876000 руб.

Harley-Davidson Forty-Eight Special 1200: 2018 г., 1202 см3, 96 Нм, 256 кг, от 950000 руб.

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Harley-Davidson

Складывается впечатление, что в 2018 году были представлены чуть ли не последние «Спортстеры», и очень скоро это семейство тихо и спокойно вымрет, не уложившись в рамки обновлённых экологических требований. Давайте запомним их такими.


Ведущее свою родословную от модели «К» (1952–1956), впервые объединившей коленвал и коробку передач в единый картер мотора, «Спортстеры» на данный момент представляют собой чуть ли не самые трушные и архаичные «Харли» во всём модельном ряду. Мимо них прошли такие достижения как электронная ручка «газа». Четыре клапана на цилиндр, жидкостное охлаждение, система круиз-контроля. Это классический мотоцикл, построенный из настоящего железа. Именно такой, по которому ностальгируют люди предпенсионного возраста – настоящий и надёжный. Система АБС, случайно приросшая к архаичной конструкции, появилась тоже не сама по себе, а в соответствии с требованиями законодательства. Не поменяйся правовое поле, их до сих пор бы выпускали без неё.

Оба мотоцикла в поворотах скребут асфальт подножками

Как любой биологический вид, эти мотоциклы со временем эволюционировали, благо, 60 лет по меркам мотоциклетной индустрии – это очень много, они совершенствовались, становились лучше, удобнее, надёжнее, но при этом оставались в рамках своего вида, не меняя внешней сути и предназначения.

Две новинки 2018 года тоже не стали каким-то резким скачком в сторону от принятого вектора развития. Это всё те же «Спортстеры».

Iron («Железяка») 1200 – он как Iron 883, но с мотором и высоким рулём. Iron 883 всем был неплох: бюджетный, симпатичный, даже милый, простой и неприхотливый. Вот только мотора у него не было, что его делало даже не «мотоциклом для женщин», а «мотоциклом для девушек-подростков с грудью нулевого размера». Ну совсем на нём было ездить тоскливо! А с мотором 1200 другое дело! И рывок на низах появился, и эластичность, и уверенный разгон при попытках обогнать машину на шоссе, и уверенная езда со скоростью 150+ км/ч. То есть водитель не чувствует себя обделённым мощностью.

Forty Eight (48) Special 1200 – всего лишь вариация на тему классического «боббера», но с высоким рулём. По сути, его можно сделать из «сорок восьмого», просто поменяв руль и раскраску бака. Мне кажется, что если слово Special произносить на итальянский манер «спечиАле», то это добавит шарма мотоциклу, и вместо пустых дорог с пыльными обочинами, олицетворяющих «американскую мечту», будут представляться узкие крутые улочки итальянских приморских городов, столики и маркизы кафе, густой запах крепкого кофе.

Теперь о раскраске. Каким бы страшным и бесчеловечным ни был период истории, начало его идеализации – всего лишь вопрос времени. Иногда нескольких лет достаточно, чтобы забыть трудности, иногда нескольких столетий. «Память лишнее прячет», и вот уже компания Harley - Davidson начинает ностальгировать по тем временам, когда она называлась AMF - H . D . Это был сложный период, когда небольшое и не очень прибыльное мотоциклетное подразделение в большом холдинге доставляло только проблемы, требуя денег на разработку новых моделей и выпуская при этом устаревшие и ненадёжные мотоциклы.

Примерно в это же время окрепшие японские мотопроизводители начали отжирать те сегменты рынка, которые казались навечно захваченными, и конкурировать с ними честно, повышая технические характеристики и качество выпускаемых мотоциклов, было невозможно. Пришлось воевать нечестно, лоббируя ввод заградительных импортных пошлин на мотоциклы объёмом более 650 см3, что, надо признаться, помогло хоть как-то выжить.

Небольшая фара светит откровенно слабо

А ещё этот период жизни в составе AMF характеризуется выпуском необычных продуктов: снегоходов Harley - Davidson и жилых стеклопластиковых трейлеров. Мало того, была даже идея переориентировать завод компании на выпуск минивенов вместо мотоциклов. В-общем, «тёмные века» в истории «Харли», которые закончились выкупом миноритарными акционерами у AMF контрольного пакета акций мотоциклетного бренда и обретением независимости от больших непрофильных концернов.

Много лет H .- D . старались не вспоминать об этом времени, а тут вдруг бац, и выходят две модели в раскраске, свойственные времени расцвета диско с клёшами, ботинками на платформе и огромными сферическими причёсками «афро». Все ужасы уже забыты, мы активно ностальгируем!

Зеркала можно поставить и сверху, и снизу высокого руля

И на «Железяке» 1200, и на «48 Спечиале» установлены высокие рули. Они и смотрятся неплохо, и на позу за рулём влияют благотворно. К ним не приходится тянуться и нагибаться, они сами ложатся в руки. А ещё у мотоциклов одинаковые рамы, задние подвески, баки. Казалось бы, и мотоциклы должны быть одинаковыми, а вот и нет…

Во-первых, у них разные вилки и размеры передних колёс. На Iron 1200 стоит классический спортстерный 100/90–19, который больше в диаметре, чем бобберный 130/90–16 «Сорок восьмого», что приподнимает перед мотоцикла и увеличивает ему дорожный просвет со 110 до 140 мм. На Iron проще и на бордюр запрыгивать, и не по ГОСТу положенных «лежачих полицейских» переезжать. Вилки обычные неперевёрнутые и лишены регулировок, плюс есть отличие в диаметре перьев. На «48» они толще, на Iron – тоньше и прикрыты резиновыми гофрами. Но особой разницы в жёсткости на кручение или уровне комфорта при проезде неровностей нет.

Небольшой щиток над фарой Iron 1200 помогает на шоссе

Во-вторых, у них разное расположение водительских подножек. На Forty Eight Special они вынесены вперёд, а на Iron 1200 расположены посередине, аккурат под сиденьем водителя.

Сама по себе поза за рулём «Спечиале» удобнее – ноги распрямлены и не затекают, лапками тормоза и КПП пользоваться удобно, сиденье в меру жёсткое и хорошо отформовано ковшиком. Но долго в этой позе ехать неудобно, к сожалению. Правая нога, нависающая над педалью тормоза, начинает побаливать, а ваша «пятая точка», безальтернативно зафиксированная ковшом сиденья и упирающаяся копчиком в подъём его задней части, безжалостно затекает. Проехать одним махом даже полтораста километров будет непросто: захочется остановиться, размяться, походить, поприседать. Может быть, даже дважды. Мотоцикл точно не для путешествий!

На Iron 1200 подножки расположены в позиции Mid Control . Когда только садишься в седло, это кажется неудобным. Ноги хочется вытянуть подальше вперёд, да и сами подножки мешают поставить на землю ноги, а при старте норовят ударить по икрам заточенными об асфальт бульбочками на их краях. Но уже в дороге понимаешь, что это положение позволяет немного перемещать зад по сиденью вперёд-назад, меняя позу, и что при проезде неровностей можно немного привстать, чтобы не получить удар в позвоночник, пропущенный от дороги задней подвеской. Это позволяет проехать от заправки до заправки без остановок. В итоге в конечной точке дневного маршрута после окончания всех съёмок у журналистов за «Айроны» была драка, а стильные «Сорок восьмые» никто не хотел брать.

Открытый шлем и сложные щи – необходимые аксессуары к «48»

Задние подвески на обоих мотоциклах отвратительные. Да, я понимаю, что с высокопрофильным колесом 150/80–16 можно было вообще не делать заднюю подвеску, типа собственной амортизации хватит, но на дворе у нас не конец 30-х годов прошлого века, и подвеску всё-таки сделали. Но её ход в районе 5–6 см – это курам на смех! Хорошо бы его увеличить вдвое! Так что плохих дорог мотоцикл активно не любит, а за их выбор жёстко мстит водителю болезненными ударами снизу. Пассажиру тоже бы мстил, но в заводском исполнении мотоциклы одноместные, для перевозки пассажира придётся менять сиденье на двухместное или докупать вторую пассажирскую подушку.

Похожие по расцветке бензобаки имеют разный объём. На Iron он 12,5 л, на «48» – 7,9 л. В свете эргономических особенностей в этом даже есть смысл. Ну не нужен истинному бобберу большой бак – на нём далеко не ездят, только по городу. А вот обычному мотоциклу, каким является Iron , лишний объём бензобака и увеличенная автономность между заправками не помешает.

Несмотря на корень “ sport ” в названии семейства Sportster , спортивного в этих мотоциклах мало. И дело даже не в штанговом двухклапанном моторе, который не поражает показателями мощности и кутящего момента, а в геометрии. В поворотах поведение неспортивное. Подножки начинают скрести асфальт на обоих мотоциклах слишком рано, а вслед за подножками скребёт глушитель и боковая подножка. И для этого не обязательно выезжать на трек или ходовые горные серпантины – лязг снизу нередко доносится при обычной езде по городу.

Один тормозной диск и плавающий двухпоршневый суппорт просто не в состоянии по-спортивному быстро остановить 256-килограммовый мотоцикл, как на рычаг ни жми. Мотоциклетный перфекционизм очень просит установку второго диска и применение двух четырёхпоршневых фиксированных суппортов на обоих мотоциклах. Хорошо, что штатная АБС подстраховывает от излишне рьяного применения силы к рычагу и педали тормоза, не допуская блокировки колёс.

Стилистически мне больше нравится Forty Eight Special и для коротких выездов в город я бы, пожалуй, выбрал его, несмотря на то, что он дороже на 74000 рублей. Он такой плотно сбитый крепыш на толстых колёсах – очень мужской мотоцикл в гендерном плане. Но Iron 1200 всё же более универсален и лучше справится с ролью единственного мотоцикла в гараже. На нём можно и на работу, и на дачу, и на море. Да и по части половой принадлежности он не такой определённый – одинаково и бесспорно подойдёт всем.

Ты взрослый и успешный динозавр, достигший пика своего эволюционного развития. Но тут прилетают метеоритом новые экологические требования, которым ты никак не можешь соответствовать, даже если наизнанку вывернешься. Хочешь, не хочешь, а придётся вымирать. Harley показал превью новых моделей на основе «водяных» моторов объёмом от 500 до 1250 см3, и это не всем понравилось даже на картинках. Похоже, эра настоящих железных мотоциклов, которые можно починить в дороге прямо на обочине, безвозвратно уходит. Стоит ли об этом жалеть? Да, стоит. Пусть они архаичные и тяжёлые, но в них есть харизма, есть душа. Экологи, не покушайтесь на душу!

Редакция благодарит представительство H .- D . в России за помощь в организации теста ( www.harley-davidson.com )
Экипировка Macna , Five , Forma и HJC предоставлена салоном «Мистер Мото» ( www.mr-moto.ru )

< АнтипластикМаксимка >
22 Сентября 2018 10:42 Денис DEAN Панфёров