Benelli – одна из немногих мотоциклетных компаний, у истоков создания которой стояла женщина – Тереза Бенелли.
В 1911 году Тереза (на тот момент уже находящаяся в статусе вдовы) и шестеро её сыновей открывают ремонтную мастерскую в Песаро, на Адриатическом побережье Италии. Все семейные накопления были инвестированы в этот гаражный бизнес в надежде обеспечить сыновей работой и доходом. Постепенно от ремонта автомобилей и мотоциклов начался переход к производству запчастей для них, а затем и агрегатов.

Первый двигатель появился в 1920 году. Это был одноцилиндровый 75-кубовый двухтактный мотор, который легко ставился на велосипедную раму. Годом спустя, в 1921-м, был выпущен первый мотоцикл Velomotore с мотором 98 см3. Вскоре в производственной программе появились четырёхтактные верхневальные двигатели объёмом от 100 до 250 см3.

В 1923 году Антонио Бенелли решил попробовать свои силы в мотогонках, и у него получилось. Для него в 1926 году Джозеф Бенелли спроектировал четырёхтактный мотор с приводом одного верхнего распредвала гитарой шестерён, на котором в 1927, 1928 и 1930 годах Антонио удалось выиграть национальный чемпионат Италии. Годом позже, в 1931 году, он повторяет успех на новом, уже двухвальном мотоцикле. Антонио называли «Тонино ужасный» за агрессивный стиль езды, при котором долго удачу за хвост держать невозможно. В 1932 году авария на треке прервала его гоночную карьеру, а 27 сентября 1937 года он погиб в ДТП. Но это не стало причиной ухода компании из мира мотогонок – англичанин Тед Меллорс выиграл для Benelli гонку Tourist Trophy на острове Мэн в 1939 году.

К 1940 году был готов совершенно новый гоночный мотоцикл с 500-кубовым четырёхцилиндровым мотором с турбонаддувом, но ему не довелось участвовать в гонках – началась война.
Во время Второй мировой войны фабрика переключилась с производства лёгких спортивных мотоциклов на исполнение военного заказа: 500-кубовые тяжёлые мотоциклы и детали к авиационным моторам. И как военное производство было тщательно уничтожено авианалётами. Но братья не потеряли энтузиазм, спеша восстановить производство. В 1947 начали, как и в 1911 году, с ремонта мотоциклов, но уже к 1949 приступили к их выпуску. Даже получилась неприятная ситуация, когда из-за разногласий в семье брат Джузеппе организовал собственное мотоциклетное производство под брендом Motobi. Но вскоре (в 1962 году) семейные неурядицы были улажены, и мотоциклы Джузеппе под маркой Motobi стали считаться частью семейного бизнеса Benelli.


После войны было решено сфокусироваться на простом технически и доступном финансово мотоцикле – так появился Leoncino («Львёнок») – лёгкий мотоцикл с моторами от 98 до 125 см3.
В 1950 году была завоёвана очередная громкая победа – Дарио Амброзини выиграл гонку ТТ на острове Мэн. К сожалению, в 1951 году этот гонщик погиб во время тренировочных заездов ГП Франции.


В 60-х гонщики Таквинино Провини и Ренцо Пазолини выигрывают для Benelli несколько титулов Итальянского чемпионата в класса 250 и 350 см3.


К 1962 году на заводе компании работало 550 человек, производя по 300 мотоциклов ежедневно. Это была пора расцвета Benelli. Но с каждым годом становилось всё тяжелее выжить – на начавшийся кризис мотоиндустрии, связанный с пересаживанием населения на автомобили, наложилась японская экспансия недорогих и качественных мотоциклов, которой европейцам было сложно противостоять из-за дороговизны рабочей силы и традиционных проблем с качеством выпускаемой продукции.


Объёмы производства сильно упали, компания перестала приносить прибыль. В начале 70-х концерн De Tomaso Inc. Покупает Benelli и Moto Guzzi в надежде возродить славу итальянского мотопрома и инвестирует деньги в разработку мощных многоцилиндровых мотоциклов. Так родился 750 Sei, шестицилиндровый 12-клапанный монстр с объёмом мотора 748 см3. Он строился как ответ на выпуск Honda CB750 Four, но имел на два цилиндра и на две выхлопные трубы больше. Производство 750 Sei продолжалось с 1972 по 1978 год и было свёрнуто, когда Honda ответила своим шестицилиндровым рядным CBX1000 – итальянской компании пришлось сдаться.


В 60–70-х годах в США была налажена отвёрточная сборка мотоциклов Benelli под маркой Wards Riverside. Производились недорогие модели с объёмом мотора 125, 175, 250 и 360 см3. Со сворачиванием производства в Италии завод в Чикаго тоже был закрыт.





Семейный бизнес не отпускает Андреа, и в мотоиндустрии он пробыл недолго, покинув в 2005 году пост президента Benelli. В 2010 году Витторио Мерлони становится почётным председателем Совета директоров компании Indesit, а его сын Андреа становится президентом этой компании. Новый владелец компании Benelli – мотопроизводитель Qianjiang со штаб-квартирой в Венлинге, Китай. Но производство в Песаро, Италия, было сохранено.


До перехода компании в китайские руки (2005 год) Benelli отличалась тем, что производила на 100 % итальянские мотоциклы, изготавливая комплектующие самостоятельно либо покупая их у местных поставщиков. Это было одновременно как сильной стороной концерна (с точки зрения маркетинга), так и слабой, потому что отрицательно влияло на цену.


Сейчас Benelli является частью промышленного гиганта, производящего 1,2 млн мопедов и мотоциклов в год и ещё более 1 млн моторов для различной техники. Этот концерн хоть и разбавил модельный ряд малокубатурной техникой, но позволил сохранить производство больших мотоциклов. Мало того, в 2012 году вышла новая модель Benelli BN600 – шестицилиндровый нейкед объёмом 600 см3 с итальянским дизайном и весьма подъёмной «китайской» ценой. С такой поддержкой за будущее торговой марки Benelli можно быть спокойным.

