Чистокровные итальянцы

Чистокровные итальянцы

История компании Benelli

текст: Денис Панфёров
фото из архива редакции

Benelli – одна из немногих мотоциклетных компаний, у истоков создания которой стояла женщина – Тереза Бенелли.


В 1911 году Тереза (на тот момент уже находящаяся в статусе вдовы) и шестеро её сыновей открывают ремонтную мастерскую в Песаро, на Адриатическом побережье Италии. Все семейные накопления были инвестированы в этот гаражный бизнес в надежде обеспечить сыновей работой и доходом. Постепенно от ремонта автомобилей и мотоциклов начался переход к производству запчастей для них, а затем и агрегатов.

Братья Бенелли

Первый двигатель появился в 1920 году. Это был одноцилиндровый 75-кубовый двухтактный мотор, который легко ставился на велосипедную раму. Годом спустя, в 1921-м, был выпущен первый мотоцикл Velomotore с мотором 98 см3. Вскоре в производственной программе появились четырёхтактные верхневальные двигатели объёмом от 100 до 250 см3.

1922 2T 125см3

В 1923 году Антонио Бенелли решил попробовать свои силы в мотогонках, и у него получилось. Для него в 1926 году Джозеф Бенелли спроектировал четырёхтактный мотор с приводом одного верхнего распредвала гитарой шестерён, на котором в 1927, 1928 и 1930 годах Антонио удалось выиграть национальный чемпионат Италии. Годом позже, в 1931 году, он повторяет успех на новом, уже двухвальном мотоцикле. Антонио называли «Тонино ужасный» за агрессивный стиль езды, при котором долго удачу за хвост держать невозможно. В 1932 году авария на треке прервала его гоночную карьеру, а 27 сентября 1937 года он погиб в ДТП. Но это не стало причиной ухода компании из мира мотогонок – англичанин Тед Меллорс выиграл для Benelli гонку Tourist Trophy на острове Мэн в 1939 году.

1927 Benelli 175

1935 Benelli 500

К 1940 году был готов совершенно новый гоночный мотоцикл с 500-кубовым четырёхцилиндровым мотором с турбонаддувом, но ему не довелось участвовать в гонках – началась война.
Во время Второй мировой войны фабрика переключилась с производства лёгких спортивных мотоциклов на исполнение военного заказа: 500-кубовые тяжёлые мотоциклы и детали к авиационным моторам. И как военное производство было тщательно уничтожено авианалётами. Но братья не потеряли энтузиазм, спеша восстановить производство. В 1947 начали, как и в 1911 году, с ремонта мотоциклов, но уже к 1949 приступили к их выпуску. Даже получилась неприятная ситуация, когда из-за разногласий в семье брат Джузеппе организовал собственное мотоциклетное производство под брендом Motobi. Но вскоре (в 1962 году) семейные неурядицы были улажены, и мотоциклы Джузеппе под маркой Motobi стали считаться частью семейного бизнеса Benelli.

1935 Monalbero Sport 500

1936 500 TN Turismo

После войны было решено сфокусироваться на простом технически и доступном финансово мотоцикле – так появился Leoncino («Львёнок») – лёгкий мотоцикл с моторами от 98 до 125 см3.
В 1950 году была завоёвана очередная громкая победа – Дарио Амброзини выиграл гонку ТТ на острове Мэн. К сожалению, в 1951 году этот гонщик погиб во время тренировочных заездов ГП Франции.

1939 Ted Mellors в гонке ТТ

1939 Грэм Уолкер с Benelli 250

В 60-х гонщики Таквинино Провини и Ренцо Пазолини выигрывают для Benelli несколько титулов Итальянского чемпионата в класса 250 и 350 см3.

1950 Benelli Letizia 98

1951 Leoncino 4T

К 1962 году на заводе компании работало 550 человек, производя по 300 мотоциклов ежедневно. Это была пора расцвета Benelli. Но с каждым годом становилось всё тяжелее выжить – на начавшийся кризис мотоиндустрии, связанный с пересаживанием населения на автомобили, наложилась японская экспансия недорогих и качественных мотоциклов, которой европейцам было сложно противостоять из-за дороговизны рабочей силы и традиционных проблем с качеством выпускаемой продукции.

1955 Motobi Spring

1956 benelli leoncino monoalbero corsa 125

Объёмы производства сильно упали, компания перестала приносить прибыль. В начале 70-х концерн De Tomaso Inc. Покупает Benelli и Moto Guzzi в надежде возродить славу итальянского мотопрома и инвестирует деньги в разработку мощных многоцилиндровых мотоциклов. Так родился 750 Sei, шестицилиндровый 12-клапанный монстр с объёмом мотора 748 см3. Он строился как ответ на выпуск Honda CB750 Four, но имел на два цилиндра и на две выхлопные трубы больше. Производство 750 Sei продолжалось с 1972 по 1978 год и было свёрнуто, когда Honda ответила своим шестицилиндровым рядным CBX1000 – итальянской компании пришлось сдаться.

1968 Эскиз Benelli 175

1969 Mini Bike

В 60–70-х годах в США была налажена отвёрточная сборка мотоциклов Benelli под маркой Wards Riverside. Производились недорогие модели с объёмом мотора 125, 175, 250 и 360 см3. Со сворачиванием производства в Италии завод в Чикаго тоже был закрыт.

1971 250 Sport Special MKIII

1972 Benelli Tornado 650

 В 1980 году нашёлся местный инвестор из Песаро, который предложил финансовую поддержку компании. Производство скутеров вместо мотоциклов, запущенное при помощи этих инвестиций, немного оживило продажи, но ненадолго. Триумфального возрождения марки, к сожалению, не получилось, время для него ещё не настало. Только спустя 15 лет, в 1995 году, когда во главу компании стал Андреа Мерлони (сын Витторио Мерлони – владельца торговых марок Indesit и Ariston), поползли слухи о воскресении компании. Вскоре появились и подтверждения слухов – сначала скутер «491», потом Tornado 900 tre – необычный 900-кубовый спортбайк, построенный в соответствии со спецификацией Мирового Супербайка, в котором начала выступать заводская команда, жаль, что безрезультативно – в сезоне 2001 и 2002 годов так ничего и не достигнув. После спортбайка появился нейкед TnT, затем турэндуро Tre-K и каферейсер.

1975 750 Sei

1975 Motorella GL moped

Семейный бизнес не отпускает Андреа, и в мотоиндустрии он пробыл недолго, покинув в 2005 году пост президента Benelli. В 2010 году Витторио Мерлони становится почётным председателем Совета директоров компании Indesit, а его сын Андреа становится президентом этой компании. Новый владелец компании Benelli – мотопроизводитель Qianjiang со штаб-квартирой в Венлинге, Китай. Но производство в Песаро, Италия, было сохранено.

1981 Benelli 50 cross

1997 Benelli 491 GT

До перехода компании в китайские руки (2005 год) Benelli отличалась тем, что производила на 100 % итальянские мотоциклы, изготавливая комплектующие самостоятельно либо покупая их у местных поставщиков. Это было одновременно как сильной стороной концерна (с точки зрения маркетинга), так и слабой, потому что отрицательно влияло на цену.

2005 Tornado Tre 900
2010 Pepe

Сейчас Benelli является частью промышленного гиганта, производящего 1,2 млн мопедов и мотоциклов в год и ещё более 1 млн моторов для различной техники. Этот концерн хоть и разбавил модельный ряд малокубатурной техникой, но позволил сохранить производство больших мотоциклов. Мало того, в 2012 году вышла новая модель Benelli BN600 – шестицилиндровый нейкед объёмом 600 см3 с итальянским дизайном и весьма подъёмной «китайской» ценой. С такой поддержкой за будущее торговой марки Benelli можно быть спокойным.

2011 BENELLI TnT Cafe-Racer 1130

2013 Stels 600 Benelli (BN600)
< Третий глазВодный мир >
26 Декабря 2013 09:06 Денис DEAN Панфёров