Двухколёсный Rolls-Royce

Двухколёсный Rolls-Royce

История марки Brough Superior 1918–1940 г.г.

текст: Денис DEAN Панфёров
фото из архива редакции

Джордж Браф является одним из величайших персонажей на сцене мотоциклетной истории: ему удалось создать не только продукт с громким именем и выдающимися техническими характеристиками, но ещё при жизни создать культ этого продукта и рекрутировать огромную армию поклонников.


«Rolls-Royce среди мотоциклов» – эта характеристика была присуща всем выпущенным мотоциклам под маркой Brough Superior . Дорогие, мощные, роскошные – они стали атрибутами высокого социального статуса и благосостояния, ими владела английская аристократия и даже члены королевской семьи. Никогда ранее у мотоцикла не было ауры, сравнимой по яркости свечения с продукцией Roll s -Royce. Небольшой тираж (всего было сделано чуть более 3000 «Браф Супериоров») подчёркивал элитарность и эксклюзивность. Надо отдать дань гению Джорджа Брафа в том, что такое малое количество выпущенных аппаратов достигло так много в мире мотоспорта и внесло весомый вклад в формирование престижа Великобритании в мире.

1922 SS80 - Old Bill проданный на аукционе за 291200 фунтов

Сразу после окончания Первой мировой войны Джордж Браф решил заняться производством и сбытом мотоциклов, но под маркой Brough его отец уже выпускал оппозитные аппараты, поэтому была зарегистрирована марка Brough Superior («Браф высший»). Пытаясь построить для себя идеальный мотоцикл, было перепробовано порядка 30 различных вариантов, пока не родилась концепция мощного литрового мотора V - Twin в лёгкой и прочной раме. Из особенностей компоновки стоит отметить пухлый длинный бензобак, расположенный над рамой – в то время он, как правило, плоский и угловатый, располагался внутри рамы под её горизонтальной трубой.

1924 SS80 с двигателем Matchless

На свою первую машину Браф-младший установил V-образный верхнеклапанный (система газораспределения OHV) двухцилиндровый двигатель JAP объёмом в 986 см3 (диаметр цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 77,5 мм) с углом развала цилиндров в 50°. Машина была представлена публике в 1920 году под названием Brough Superior Mark I. Максимальная скорость мотоцикла составляла внушительные для того времени 130 км/ч, причём достигалась она на высшей третьей передаче, которую можно было включать уже с 13 км/ч, что свидетельствует о великолепной даже по нынешним меркам эластичности двигателя.

1925 SS100

Отец скептически отнёсся к творению сына, особенно к названию. Если это «Браф высший», то я, выходит, произвожу мотоциклы «Браф низший»? Тем не менее, до момента ввода в эксплуатацию цеха фабрики в Ноттингеме сын строил мотоциклы в мастерской своего недовольного отца.

1926 SS100 Alpine Grand Sport

В ноябре 1920 года вышла реклама в газете, придуманная Джорджем, где с применением мотоциклетного сленга рассказывалось про двухколёсного «сотрясателя атмосферы». И несмотря на то, что про стоимость мотоцикла в ней упоминаний не было, люди начали заносить депозиты и делать заказы на мотоцикл. Так одним махом Джордж Браф запрыгнул в элиту английского мотопрома.

1926 SS100

Личное участие в гонках на выносливость, триалах и спринтах помогало рекламировать серийную продукцию, а внедрение передовых технологий, таких как сдвоенные мощные фары, соединительные трубки между глушителями, а также постоянно ведущиеся эксперименты с четырёхцилиндровыми двигателями позволяли оставаться на острие прогресса и не бояться вытеснения с рынка конкурентами. На все их попытки скопировать его технические идеи Браф отвечал цитатой из Киплинга:

They copied all they could follow
But they couldn't copy my mind.
And I left 'em sweating and a'stealing
A year and a half behind.

(Вы скопировали всё, что вас манило, но не скопировать вам мой ум. Потные воры, вы всегда в полутора годах позади!)

1926 газораспределительный механизм SS100 Alpine Grand Sport

С 1921 года выпускались версии Mark II с двухцилиндровыми V-образными моторами MAG объёмом 996 см3 и 746 см3. Данная модель продержалась на конвейере до 1924 года.

1928 1142cc SS100 - Moby Dick

Термин «Rolls-Royce среди мотоциклов» впервые был упомянут в журнале The Motorcycle в статье про новый SS 80, а вскоре это сравнение стало штампом. Обусловлено это было необычным подходом Джорджа Брафа к производству мотоциклов: у него не было отдела маркетинга, экспертов по снижению себестоимости, он не прислушивался к мнению журналистов. Каждый раз ставилась задача создать идеальный мотоцикл для себя, а потом, когда задача с честью исполнялась, мотоцикл просто копировался для людей, обладающих сходным с Джорджем Брафом вкусом. Мало того, каждый мотоцикл собирался дважды: в первый раз «в чёрную» для тест-драйва, потом производилась разборка, дефектовка, окончательная сборка и финишная отделка. Процент брака стремился к нулю.

1928 Джордж Браф после установления рекорда скорости

· Первой массовой моделью стал SS 80 ( Super Sport 80 mph ). По уже ставшей традиции мотор был двухцилиндровый V-образный. Рабочий объём его составлял 981 см3 (диаметр цилиндра – 85,5 мм, ход поршня – 85 мм). В зависимости от модификации мотор выдавал от 25 до 30 л. с. В 1934 году на Olympia-Show была представлена версия SS 80 Special, которая имела двигатель объёмом 990 см3 (диаметр цилиндра – 85,5 мм, ход поршня – 85,5 мм). Нижнеклапанные моторы производства JAP или Matchless позволяли мотоциклу уверенно держать скорость 80 миль в час без перегревов. С конвейера с 1922 по 1940 годы сошло 1086 мотоциклов SS 80.

1929 - 680 OHV

· На более мощный и дорогой SS 100 ( Super Sport 100 mph) ставился уже более форсированный мотор J . A . P . ( J . A . Prestwich из Tottenham ) или Matchless , но тоже литрового объёма. При размерах цилиндра 85,7/85 мм эти верхнеклапанные двигатели имели угол развала цилиндров 45°, тройные клапанные пружины и все валы, вращающиеся на шарикоподшипниках. Выдавали эти моторы 45 л. с. и обеспечивали мотоциклу вес всего лишь 181 кг. SS 100 гарантированно ехал продолжительное время со скоростью 100 миль в час, что подтверждалось актом заводских испытаний. При малейших сомнениях в качестве или надёжности, он отзывался с испытаний на инспекцию и доработку. С конвейера с 1924 по 1940 годы сошло 383 мотоцикла SS 100.

1931 SS80

В 1925 году Джордж Браф, самолично сев за руль машины SS 100, выиграл знаменитое «Альпийское ралли». А эту победу ознаменовал тем, что, вдобавок к стандартной модели, выпустил люксовую SS100 Alpine Grand Sports, в оснащение которой входили даже багажные кофры. Кроме улучшенной отделки, которая и в стандарте действительно соперничала по качеству с «Роллс-Ройсом», эта модификация отличалась увеличенной до 110 миль/ч (177 км/ч) максимальной скоростью.

1931 Мотоцикл с мотором от автомобиля Austin 7

Спортивный лёгкий SS 680 O . H . V . ( Super Sports ) оснащался верхнеклапанным форсированным мотором J . A . P . объёмом 680 см3. Было выпущено 547 таких мотоциклов в период с 1926 по 1936 год.

1933 Model 11-50 1096cc

Более мощной и лёгкой модификацией SS 100 считался Pendine racer . Производитель обещал его максимальную скорость уже 110 миль в час. По сути, это был SS 100 с двигателем, доработанным для получения большей мощности. Известный гонщик Барри Барагванат оснастил такой мотоцикл компрессором и назвал его Barry ' s Big Blown Brough . На нём в 1939 году в Брукландсе было установлено два рекорда скорости: 171 км/ч с коляской и 200 км/ч без коляски.

1935 SS100 - мотоцикл, на котором разбился Лоуренс Аравийский

Большинство мотоциклов заказывалось клиентами лично на фабрике, при заказе оговаривалась не только комплектация, но и отделка и оформление. Тяжело найти два абсолютно одинаковых Brough Superior – как любой штучный товар такой мотоцикл неповторим!

1936 SS80

· Модель 11.50  приводилась в действие двигателем J . A . P объёмом 1096 см3 – нижнеклапанным V - Twin с углом развала цилиндров 60°. В основном, эти мотоциклы комплектовались прямо на фабрике коляской, в одиночной комплектации они поставлялись только в дорожную полицию. С 1933 по 1940 произведено 308 экземпляров. В индексе модели зашифрованы объём мотора и налогооблагаемая мощность 50 л. с., хотя реальная мощность составляет примерно 32 л. с.

1936 SS100

  • Выпускались мотоциклы с коляской, оснащённые рядным четырёхцилиндровым мотором от автомобиля Austin Seven . Их легко можно узнать по двум задним колёсам, закреплённым по разные стороны от кожуха карданной передачи. Всего изготовлено 10 таких необычных аппаратов.
1938 Golden Dream

Были также предприняты попытки помимо мотоциклов заняться ещё и автомобилями. С 1935 по 1938 было собрано всего 85 легковых машин. В них использовались моторы объёмом 4168 см3 (рядная нижнеклапанная восьмёрка, разгонявшая автомобиль до 90 миль в час), 3455 см3 рядная нижнеклапанная шестёрка, ил и 4387 см3 ( V 12 Lincoln - Zephyr , обеспечивавший скорость 107 миль в час).

Двигатель Golden Dream

В конце 30-х годов была представлена Golden Dream (Золотая мечта) с оппозитным четырёхцилиндровым мотором и карданным приводом заднего колеса. Два коленвала, расположенных один над другим, вращались в разные стороны, что делало такой мотор абсолютно уравновешенным. В нём отсутствовали вибрации вплоть до третьего порядка, плюс не было склонности к самопроизвольному наклону мотоцикла при изменении частоты вращения двигателя. По плавности работы мотор напоминал кадиллаковские V 16 тех же лет. Наладить выпуск таких сложных моторов на собственных производственных мощностях не удалось, велись переговоры с итальянской Gilera , но планам помешала начавшаяся война – итальянцы в ней оказались союзниками Германии и противниками Великобритании.

В 1940 году Джордж Браф закрыл мотоциклетное производство, переключившись на выполнение оборонных заказов для нужд авиации. Во время войны всем было уже не до шикарных мотоциклов, поэтому на заводе изготовлялись коленвалы для авиационных моторов Rolls-Royce Merlin, которые устанавливались на легендарные истребители «Спитфайр» и «Харрикейн». А после войны ни JAP, ни Matchless V-образных «двоек» больше не делали, поэтому мотоциклетное производство не было возобновлено, хотя запчасти для мотоциклов Brough Superior, произведённых до 1940 года, изготавливались до 1969 года – вплоть до смерти Джорджа Брафа.

< Трёхтактный двигатель Сковородки, лопаты и частичная амнезия (ч.2) >
22 Марта 2013 11:32 Денис DEAN Панфёров