История Horex: расцвет, смерть и возрождение

История Horex: расцвет, смерть и возрождение

текст: Денис DEAN Панфёров
фото: Horex и из архива редакции

Horex – немецкий производитель мотоциклов. Для любителей мотостарины это известная и уважаемая марка, которая ассоциируется с красивыми и надёжными мотоциклами, для любителей современных мотоциклов это интересные аппараты с инновационным шестицилиндровым двигателем.


В 1920 году Фредерик Клейманн, финансовый директор и главный акционер стеклодувной фабрики REX в Бад Хомбурге (Германия), купил расположенный неподалёку завод COLUMBUS MOTORENBAU AG, ранее производивший авиационные моторы, но после поражения в Первой мировой войне переключившийся на производство двигателей для мотоциклов. Сам Фредерик был поклонником английского мотопрома, он любил длинноходные и солидные четырёхтактные моторы. В том же году было налажено производство 63-кубовых четырёхтактных подвесных моторов Gnom для велосипедов, развивающих ровно одну лошадиную силу.

1922 gnom 

1923

24-летний Фриц Клейманн, сын Фредерика, решил развить тему, для чего придумал торговую марку HorexHO» – от имени родного города Bad Homburg, «REX» – от названия фабрики отца, «царь» в переводе с латыни). При содействии инженера-конструктора Эдварда Фрейзе, работавшего на COLUMBUS MOTORENBAU AG ещё в те времена, когда она производила двигатели для самолётов, был создан 248-кубовый мотоциклетный мотор, который поставили в раму Stein. Победы, одержанные Фрицем в нескольких гонках, доказали технический потенциал модели, и компания начинает серийное производство как двигателей, так и собственных рам.

1926 Horex Columbus 500  

1925

Мотоциклы продаются под маркой Horex, логотип Columbus с двигателей пропадает. В производственной программе компании в период до 1938 года будет линейка одно- и двухцилиндровых моторов объёмом от 200 до 800 кубиков. Большой 800-кубовый верхневальный твин, показанный в 1933 году, демонстрирует технический потенциал компании.

1927 Horex T5  

1938

Создаётся одноцилиндровый длинноходный мотор объёмом 342 см3 для HOREX SB 35. После войны им будет оснащаться популярная модель Horex Regina.

1930 Horex SS500

1936 Horex T6 Gespann  

1939–1945

Во время Второй мировой войны производство мотоциклов было свёрнуто, завод делал бензиновые и дизельные двигатели для военной техники. В армию мотоциклы Horex не поставлялись, потому эта марка не так известна в нашей стране, как DKW, BMW и Zundapp, которых немало к нам попало в качестве «трофеев из Берлина».

1940 Horex SB 35

1951 Horex Regina 350 с коляской

 

1948

Завод возобновляет производство мотоциклов выпуском довоенной разработки HOREX SB 35. Компания первой из германских производителей получает разрешение на производство мототехники с объёмом двигателя больше 250 см3: до 1950 года существовал такой запрет. Выйдя первой на рынок, ей удалось подмять его под себя, обеспечив себе прекрасные продажи.

1953 Horex Schnell 350  

1949

Новая модель Regina 350 стала огромным шагом вперёд по сравнению с SB 35. Жёсткая задняя подвеска предшественницы была заменена на пружинную свечную, спереди установили телескопическую вилку, усилили тормоза. В следующем 1950 году 18600 мотоциклов нашли своего покупателя в 60 странах мира. «Регина» стала очень популярной, что послужило в 1953 году поводом расширить модельный ряд, добавив 250-кубовую облегчённую версию и более мощную 400-кубовую для эксплуатации с коляской.

1954 Horex 350  

1955

На волне роста популярности английских двухцилиндровых мотоциклов создаётся Horex Imperator с параллельным твином объёмом 400 см3. На смену «Регине» приходит Resident с маятниковой подвеской заднего колеса. Но даже эти технически совершенные модели не могли обеспечить хороших показателей продаж при начале кризиса мотоциклетного рынка в Европе. Автомобили стали доступнее, поэтому мотоциклы стали не нужны.

1954 Horex Regina 350

На фоне английских и итальянских мотоциклов, часто грешащих потёками масла, отказами заводиться и перебоями в работе, Horex выделялся высочайшей инженерной проработкой, совершенством конструкции и высоким качеством изготовления. Да и с точки зрения дизайна к мотоциклам этой марки придраться было сложно – они были действительно красивыми. Рамы обладали высокой жёсткостью на скручивание, что обеспечивало хорошую управляемость, тормозные механизмы выбирались с большим запасом – даже при эксплуатации в горах с коляской проблем с перегревом или потерей эффективности не возникало никогда. Это были настоящие «железные» мотоциклы, сделанные на века.

1955 Horex Imperator 500  

1956

В этом году мотоциклетное производство было свёрнуто, некоторое время ещё продолжался выпуск недорогих двухтактных мопедов параллельно с производством автомобильных комплектующих для конвейера концерна Daimler-Benz. Но к 1960 году автомобильный гигант выкупает контрольный пакет акций компании и закрывает производство двухколёсной техники полностью, ведь «Мерседес» мотоциклы не производит!

1957 Horex Rebell 100  

1960–2009

Права на торговую марку одно время принадлежали Фриделю Мюнху, который ограниченным тиражом в 1976–78 годах выпускает HOREX 1400 TI (Turbo Injection).

1959 Horex Resident 353  

2010

Торговая марка Horex возрождается, начинаются работы над новой шестицилиндровой моделью VR6. 

VR6 Roadster и VR6 Roadster Classic

Roadster

Попытка возродить легендарную марку была предпринята в 2010 году, когда появилась информация про Horex VR6 Roadster – мотоцикл с шестицилиндровым мотором, скомпонованным по редкой схеме VR, сочетающей в себе преимущества как рядного, так и V-образного моторов. Блок цилиндров один, головка цилиндров тоже одна, но сами цилиндры расположены не в линейку, а в шахматном порядке, что позволяет сделать мотор более узким, сравнимым по ширине с рядным четырёхцилиндровым. В таком моторе поршни имеют интересную форму со скошенными днищами. Ещё один необычный момент – в головке три распределительных вала. В каждом цилиндре по три расположенных по кругу вокруг свечи зажигания клапана: два впускных и один выпускной. Соответственно, каждый распредвал открывает разное количество клапанов – первый со стороны впуска – шесть впускных, центральный – девять (шесть впускных и три выпускных), третий со стороны выпуска – только три выпускных клапана. Такую систему компания обозвала TOHC (Triple Overhead Camshaft). На чертежах и фотографиях выглядит несколько непривычно, но по количеству деталей и весу мотора так получается лучше, чем у классического V-образника. Следует заметить, что вся эта «шестицилиндровая движуха» началась за пару лет до показа рядной шестёрки от BMW и даже могла служить прямым поводом для её создания.

VR6 Classic

Компания развивала бурную маркетинговую деятельность, засвечивая скетчи, варианты дизайна и компоновки, показывая ходовые образцы и участвуя в мотоциклетных выставках. Первые серийные мотоциклы планировались к поставке на апрель 2012, но появились в продаже только в самом конце 2012 года – их получили те покупатели, которые разместили предзаказы в 2010–2011 годах. Совсем недавно было объявлено о выпуске новой модификации VR6 Roarster Classic на спицованных колёсах и с небольшими изменениями в дизайне. На очереди модификация Sport, оснащённая компрессором, как изначально и планировалось.

 Модели относятся к люксовому сегменту, стоят очень недёшево и производятся малыми сериями, что позволяет сохранить легендарность марки и высокий статус членов клуба владельцев мотоциклов марки Horex. На данный момент дилеры марки есть только в Германии, Швейцарии и Австрии, мировая экспансия пока существует только в планах на будущее.

< Десять лучших лет (часть 6)Превращение щенка в дьявола >
17 Октября 2013 09:46 Денис DEAN Панфёров