Имеются сведения, что самый первый представитель фамильной династии Симсон появился в Германии достаточно давно, ещё в 1766 году. Откуда прибыл – не известно. Звали его Либман Симсон, и поселился он в посёлке Хайнрихс. Оказавшись человеком достаточно предприимчивым, сразу занялся торговлей и ростовщичеством, давая деньги в долг под проценты. Довольно скоро он стал обеспеченным и широко известным в Хайнрихсе человеком.
Миновала почти сотня лет, всё шло своим чередом. Потомки старого Либмана, два брата по имени Лейба и Моисей, оказались ещё практичней. Заниматься финансовыми операциями и торговлей им, видимо, к тому времени уже наскучило, и они в 1854 году выкупили часть фирмы в том же Хайнрихсе по производству углеродистой стали под названием «Хайнрихс-Стилхеммер». Преобразовав её согласно собственным планам и соображениям, они создали на этой базе оружейную фирму под названием Simson & C о. Suhl . Официально она берёт своё начало в 1856 году.
Первоначальной продукцией были штыки и ружейные шомпола. Затем на ней освоили изготовление ружейных стволов, включающее в себя очень сложные технологические операции по сверлению канала ствола и его полировке.
Техническая мысль инженеров фирмы Simson & Cо. Suhl не стояла на месте. В 1871 году на ней был создан паровой двигатель собственной конструкции, который впоследствии выпускался небольшими промышленными партиями.
Фирма процветала и росла, в ассортименте появились отличные охотничьи ружья. Крупными партиями они начали изготавливаться в 1880 году. Примерно в это же время открываются цеха по ремонту и переделке трофейного оружия.
Один из сыновей удачливых и предприимчивых братьев по имени Гершель Симсон в 1896 году выкупил соседнюю велосипедную фабрику. С этого момента на дорогах появились велосипеды торговой марки Simson.
Ассортимент продукции фирмы продолжал расти и расширяться. Кроме оружия и велосипедов из цехов шла кухонная посуда, детские коляски, слесарный инструмент и много чего ещё.
Начало ХХ века ознаменовалось массовым появлением на дорогах автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Фирма Simson & Cо. Suhl тоже не осталась в стороне этого знакового события. В 1907 году она начала выпуск автомобилей собственной конструкции. Автомобили этой марки выпускались вплоть до 1934 года. Наиболее известная модель под названием Simson Supra пользовалась в своё время большой популярностью. Выпускалась она в нескольких модификациях. Был и её гоночный вариант, очень успешно выступавший на соревнованиях. Автомобиль модели Simson Supra имел много интересных, своеобразных и передовых технических решений. Таких, как четыре клапана на один цилиндр, сухой картер, блок двигателя из алюминиевого сплава, хромированный коленчатый вал, вращающийся на роликовых подшипниках.
Во время Первой мировой войны в 1916 году фирма начала выпускать для германской армии винтовки модели Mauser 98 под собственной маркой Simson , а также пистолет Luger P 08, хорошо всем известный под названием Parabellum .
После войны, когда германская армия значительно сократилась по численности, и было ограничено производство вооружений для неё, фирма Simson & Cо. Suhl осталась единственной, кому было разрешено производство пистолетов-пулемётов конструкции Хуго Шмайссера М P -18 и станковых пулемётов М G -08.
Но времена менялись, и к власти в Германии пришли нацисты во главе с Адольфом Гитлером. Над руководством фирмы начали сгущаться тучи, хотя фирма продолжала вооружать немецкий Вермахт. Гром грянул в 1934 году, когда хозяина фирмы Артура Симсона обвинили в мошенничестве, а именно в продаже оружия немецкой армии по завышенным ценам. Очень быстро завели на него уголовное дело, и вскоре последовал арест. Не выдержав тюремного заключения, он в присутствии эсэсовцев подписал документы о передаче завода в собственность государства, таким образом купив себе свободу и, вероятнее всего, жизнь. Сам Артур Симсон, сразу став нищим, в 1936 году выехал в Швейцарию, затем в Лондон, а позднее эмигрировал в Америку. Там его следы затерялись.
В нацистской Германии завод вошёл в состав других предприятий и был переименован в BSW, при этом продолжая выпускать стрелковое оружие для Вермахта. Кроме того, с 1934 года на нём был начат выпуск лёгких мотоциклов с мотором Sachs под названием BSW 98 (аналог Wanderer), транспорта, столь же необходимого для проведения блицкрига, как быстроходные танки и бронемашины.
После окончания войны в 1948 году завод был национализирован и переименован в АWО (Авто Вело Общество). С 1949 года он начал выпускать различную продукцию, в том числе и мотоциклы под названием АWО 425, за основу которого была взята старая модель BMW R23. Эти машины имели четырёхтактный двигатель в 250 см3 и мощность 14 лошадиных сил. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом. В 1955 году заводу был возвращён бренд Simson, и мотоциклы, выпускающиеся в Зуле, стали называться Simson 425.
Наряду с мотоциклами после войны на заводе был продолжен выпуск охотничьих ружей и спортивного оружия. Изящные ружья марки Simson, имеющие превосходный бой, были мечтой любого охотника.
В то же время в ГДР с 1956 года на заводе в Цшопау был начат серийный выпуск мотоциклов марки MZ. Данные мотоциклы оказались очень удачными, современными и скоростными, имеющими новые двухтактные моторы с превосходными ходовыми характеристиками. Они сразу обратили на себя внимание, в том числе и очень успешными выступлениями на спортивных состязаниях мирового уровня, завоёвывая на них призовые места.
Рядом со стремительным и современным MZ старина Simson 425 выглядел морально устаревшим, кроме того, он был значительно дороже в производстве. Поэтому в 1962 году его выпуск был свёрнут.
Тем не менее, страна нуждалась в лёгком, простом и недорогом транспортном средстве, рассчитанном на массового покупателя. В связи с этим на заводе Simson в Зуле был разработан лёгкий мопед, и с середины 50-х годов начался его серийный выпуск.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД МОПЕДОВ И МОКИКОВ SIMSON
Первым с конвейера сошёл мопед марки Simson SR1, и после некоторой модернизации он получил наименование Simson SR2. Имелась и экспортная версия этого мопеда Simson SR2E, тем не менее, продававшаяся и на внутреннем рынке страны. Эти мопеды имели двухскоростной двухтактный двигатель с педальным приводом. Передачи переключались механизмом, расположенным на левой рукоятке руля. Интересно заметить, что двигатели для этих мопедов заказывались на известной западногерманской оружейной фирме Rheinmetall .
Марка SR – значит Stadt Roller и переводится как «городской роллер». Выпускался SR всех моделей с 1955 по 1964 год. И сделано всего их было очень даже немало, а именно – 1057000 штук.
На мопедах Simson SR2 в 1960 году два молодых немецких студента Шрадер Вольфганг и Кениг Рюдигер совершили долгое и увлекательное путешествие по Африке. За 18 месяцев они прошли на мопедах около 50000 км, посетив 33 страны и собрав при этом много интересного материала. Впоследствии ими была написана книга под названием «На мопедах по Африке». Их мопеды были обычной промышленной партии, на которые сверх штатного оборудования были установлены только мотоциклетные ветровые щитки и сиденья от роллера KR50.
Когда в мире наступил мотороллерный бум, не остались в стороне от него и конструкторы Завода Simson. Ими был выпущен в серию полностью капотированный мотороллер оригинальной конструкции под названием KR50. KR – это Klein Roller , или «маленький роллер». Выпускались эти «маленькие роллеры» с 1959 по 1964 годы, и сделано их было не так уж и много, всего 164500 штук.
Далее шёл модельный ряд «птичьей» серии. Линейка включала в себя четыре «птички».
Первая – это SR4-1 Spatz («Воробей»). Соответственно SR – это Stadt Roller. Он имел двигатель с двухскоростной КПП. Моторы первых моделей Spatz были с педальным приводом, последующие модели «Воробья» комплектовались двигателями с запуском от кикстартера. Мопед Spatz выпускался с 1964 по 1970 годы и вышел не очень большой серией в 152000 экземпляров.
Следующим в «птичьем» в ряду был SR4-2 Star («Скворец»). Оказавшись очень удачной в плане конструкции и гармоничной внешне, эта модель пользовалась большой популярностью и стала самой массовой из всех «птиц». По сути дела, это уже был не мопед, а лёгкий мотоцикл. Двухместная ходовая часть с мягкой подвеской. Двигатель запускался кикстартером и имел принудительное охлаждение цилиндра. Коробка перемены передач стала трёхступенчатой с ножным переключением.
Star выпускались с 1964 по 1975 годы, и сделано их было много – 1011600 штук.
Следующим за «Скворцом» шёл Simson SR4-3 Sperber («Ястреб тетеревятник»). Имея усиленную раму и увеличенную ёмкость бензобака, он получил двигатель с фантастическими для 50-кубового мопеда характеристиками. При мощности в 4,6 лошадиных силы и четырёхступенчатой КПП этот мокик развивал максимальную скорость до 75 км/ч. На тот момент в мире ничего похожего не было и в помине. В виде Sperber немецкими инженерами действительно удалось создать шедевр. Но, как ни странно, спросом этот стремительный «Ястреб» не пользовался. Причина банальна: имея такие замечательные ходовые характеристики, в ГДР на него уже требовалась установка мотоциклетного номерного знака. Поэтому, выпускаясь с 1966 по 1972 год, увидело свет всего 80000 экземпляров Sperber.
Замыкал «птичий» ряд Simson SR4-4 Habicht («Ястреб перепелятник»). Оставив ему мощную и прочную ходовую часть с баком увеличенной ёмкости предшественника Sperber, конструкторы завода пошли на компромисс, установив на него менее резвый трёхскоростной двигатель от Star с принудительным охлаждением цилиндра. С 1972 по 1975 год с цехов завода вышло 77200 Habicht.
В 1970 году сотрудники фирмы решились на эксперимент, выпустив мофу под маркой CL1, рассчитанный на использование пожилыми людьми и женщинами. Это был лёгкий одноместный мопед с педальным приводом, автоматическим сцеплением и максимальной скоростью в 30 км/ч. Позднее мофа получила подвеску переднего колеса и небольшой дополнительный багажник на передней вилке, изменилось и наименование – CL1S. Из-за скромных характеристик особого признания данный транспорт не получил и спросом у потребителя не пользовался. После общего тиража в 120400 штук их выпуск был свёрнут в 1971 году. В настоящее время мофы Simson CL1 являются большой редкостью, и встретить их можно далеко не в каждой мотоколлекции или музее.
В ассортименте мотопродукции завода Simson была ещё одна модель с «птичьим» названием, хотя к общему ряду «птичьей» линейки она отношения не имела, а стояла особняком. Речь идёт об очень популярной в ГДР модели KR51 Schwalbe («Ласточка»). Она пошла в серию в далёком 1964 году и продолжала выпускаться в семи модификациях вплоть до 1986 года. «Ласточки» были выпущены большой партией в 1058300 штук. Этот Klein Roller, вышедший тиражом более миллиона экземпляров, стал всеобщим любимцем жителей ГДР. При прочной раме он имел благородное капотирование металлом, удобную посадку, оригинальный внешний дизайн, запуск двигателя кикстартером, ножное переключение КПП и принудительное охлаждение цилиндра двигателя. В настоящий момент Schwalbe в Европе является культовой моделью, по популярности почти не уступая итальянской «Веспе».
В 1975 году с конвейера завода сошла очередная легенда, это мокик Simson S50, воплотивший на тот момент в себе ряд революционных конструкторских решений. Он имел двухместную ходовую часть с полностью разборной рамой, переднюю вилку перевёрнутого типа и новый, сконструированный специально для этой модели трёхскоростной двигатель марки М53 с ножным переключением передач. Этот мотор был во многом унифицирован с двигателями моделей Star , Habicht и Schwalbe, что упрощало его ремонт и обслуживание. У молодёжи ГДР он стал пользоваться бешеным спросом, ибо идеально подходил не только для ежедневных поездок, но и для дальних туристических путешествий, кроме того, был красив и надёжен. Выпускался он в четырёх модификациях по 1980 год и вышел партией в 579700 штук.
Как ни хорош был двигатель М53, но к концу 70-х годов считался уже морально устаревшим. В 1980 году инженерами завода был создан очередной шедевр, это четырёхскоростной двигатель марки М541. Имелась и его трёхскоростная версия под маркой М531. Он получился настолько удачным, что до сих пор оценивается знатоками как лучший «полтинник» в мировой мотопрактике.
Мокик Simson с этим мотором получил марку S51. Ходовая часть осталась, практически без изменений, такой, как и у его предшественника S50, за исключением некоторых мелких усовершенствований. Благодаря исключительной популярности, мокик S51 выпускался в семи модификациях, вплоть до конца существования ГДР и объединения Германий. К 1989 году Simson S51 был выпущен огромным тиражом в 1352000 штук. После падения Берлинской стены выпуск S51 продолжался до конца 1990 года, и в Объединённой Германии их было сделано ещё около 350000.
Сам двигатель М541 имел большие возможности для модернизации, поэтому в 1984 году вышла его 70-кубовая версия под маркой М741, соответственно, мокики с такими моторами имели маркировку S70 и были уже, по сути, лёгкими мотоциклами. Мотоцикл S70 выпускался в трёх вариантах: одна модель Comfort и две модели Enduro . С 1984 по 1988 годы из цехов завода вышло 32900 экземпляров этих лёгких мотоциклов.
Последней моделью Simson ещё в бытность ГДР стал городской роллер SR50 с мотором М541/531, выпущенный в 1986 году. Выпускались они с 1986 по 1989 годы в четырёх модификациях, и в ГДР их было сделано 127180 экземпляров.
Были модели этого роллера, комплектовавшиеся 70-кубовыми моторами М741, они имели марку SR80. Выпускались такие роллеры совсем не долго, с 1987 по 1988 годы, сделано их было 1180 штук.
Выпускались Stadt Roller SR 50 и SR 80 после распада ГДР, вплоть до 1990 года. Сделать их ещё успели совсем не мало – 77180 экземпляров.
Рассказ о технике Simson из ГДР будет не полным, если не вспомнить ещё об одной модели этой марки. Это маленький трёхколёсный автомобиль Simson DUO («Дуэт»), который задумывался как транспортное средство для людей с ограниченными физическими возможностями. Но приобретать и пользоваться им мог любой желающий, который по какой-то причине не мог позволить себе покупку полноценного автомобиля. Несмотря на то, что эта мотоколяска называлась Simson, к заводу в Зуле она не имела прямого отношения. Делали «Дуэт» с 1972 года на производственном объединении FAB в городе Брандис, а с 1981 года – на VEB Robur-Werke в Циттау. Возможно, марку Simson «Дуэт» получил за то, что был собран на агрегатах этих мокиков. Делали Simson DUO вплоть до 1989 года, и выпуск её закончился только с развалом ГДР.
В настоящий момент имеется один интересный факт, касающийся мотоколяски Simson DUO. Заключается он в том, что в немецком городе Фрайбурге живёт мотопутешественник по имени Кай Багус. Для своих путешествий он уже много лет использует мотоколяску Simson DUO. На ней он объехал всю Европу, а 15 апреля 2013 года стартовал в новый пробег. На этот раз он решил покорить просторы России, завершив своё путешествие во Владивостоке. Как сложилась судьба этого отважного человека, и удалось ли ему осуществить свою мечту – не известно, но последний раз он повстречался нашим мотоциклистам-путешественникам возле придорожного кафе в районе Новосибирска.
Что касается охотничьих ружей, то непонятно, по какой причине их выпуск был прекращён в 1968 году, хотя выпуск спортивного оружия продолжался. Так что приобрести сейчас хорошее охотничье ружьё редкой марки Simson является большой удачей.
Крушение Социалистического Содружества и объединение Германий поставило завод в городе Зуле в очень сложное экономическое положение, как, впрочем, и другие предприятия бывшей ГДР. Руководством завода предпринимается ряд мер в надежде на улучшение ситуации: продолжается выпуск спортивного оружия, в 1989 году налаживается выпуск советского пистолета ПМ «Макаров» для нужд армии и полиции, начинается разработка новых моделей мопедов, мокиков и лёгких мотоциклов. Тем не менее, всё это мало помогает, и в 1991 году фирма объявляется банкротом.
Но через некоторое время происходит чудо, и спустя год фирма снова начинает работать. Именно в это время и появляется новый «птичий» ряд в виде старых названий, но уже других, более современных моделей Spatz , Habicht , Star , Albatros и прочих. Меняется дизайн и внешний вид мокиков, кубатура моторов, появляются пятиступенчатые коробки скоростей.
В течение последующих десяти лет она продолжает давать продукцию, в том числе и мототехнику, пытаясь конкурировать с гигантами западной мотоиндустрии. Но в этот раз чуда не происходит: в октябре 2002 года с конвейера сходит последний мопед, а в феврале 2003 года фирма вновь объявляется банкротом, и её сотрудники увольняются. С этого момента товарный знак в виде еврейской фамилии Simson исчезает.