При чём тут Ванкель?

При чём тут Ванкель?

История компании Norton

текст: Денис DEAN Панфёров
фото из архива редакции

В 1898 году в Бирмингеме (Англия) была открыта фабрика по производству велосипедных цепей. С 1902 года там начали строить мотоциклы с покупными моторами, в 1908 году сделали свой одноцилиндровый мотор. В 1949 году началось производство двухцилиндрового мотора. Вот вкратце и всё.


Компанию основал Джеймс «Па» Нортон. Изначально она занималась производством велосипедных цепей, но вскоре стала выпускать ещё и велосипеды. В 1902 году в модифицированное велосипедное шасси попробовали установить двигатель – одноцилиндровый бельгийский Clemente объёмом 143 см3 – получилось неплохо. Модель была запущена в серию и получила собственное имя Egerette. Чуть позже по похожей схеме начали производить более мощную двухцилиндровую модель с швейцарским мотором Moto Ruve.

1902 Norton Energette

В 1907 году гонщик Рем Фоулер выиграл самую первую гонку ТТ на острове Мэн в классе «Двухцилиндровые мотоциклы». Это была лишь первая победа в самой престижной на тот момент гонке. Между первой и второй мировыми войнами было одержано ещё девять, также ТТ выигрывались каждый год в период с 1947 по 1954 год.

1907 Norton TT

В 1908 году компания выпустила собственный мотор – одноцилиндровый нижнеклапанный с воздушным охлаждением. Претерпев множество усовершенствований и доработок, он просуществовал на конвейере до конца 50-х годов ХХ века.

1924 Model Big Four

В 1913 году бизнес пошёл на спад, и фирма была на грани банкротства. Основной кредитор – компания R.T. Shelley & Co. – вмешалась и спасла производство, выкупив бизнес. Вскоре у руля новой компании Norton Motors, Ltd., помимо основателя Джеймса Нортона, оказался Боб Шелли.

1925 Model Big Four

Джеймс Нортон умер в 1925 году в возрасте всего 56 лет, но он успел увидеть в 1924 году победу своих мотоциклов на острове Мэн сразу в двух классах – в старшем одиночном и в гонке «колясочников».

1927 TT Norton

В 1927 году инженер Уолтер Мур сделал верхневальный мотор CS1 (CamShaft1), взяв за основу старый нижнеклапанный ES2 и сохранив взаимозаменяемость многих компонентов. В 1930 году Мур перешёл работать в немецкую компанию NSU, где вскоре начали выпускать похожий мотор. Англичане даже шутили, что NSU состоит из нортоновских запчастей. Эстафету подхватил Артур Кэрролл, создав в 1930 году новый одноцилиндровый мотор в двух вариациях – с одним или двумя верхними валами. Этот мотор будет основой для всех последующих нортоновских «одностволок», именно он принесёт семь побед в классе 500 см3 на острове Мэн в период с 1931 по 1939 год.

1929 Norton Model 19 588cc

Вплоть до 1934 года на мотоциклах Norton использовались КПП и сцепление компании Sturmey Archer. Когда владелец компании Старми решил свернуть их производство, Norton выкупила патент на производство и передала его в компанию Burman, также специализирующуюся на производстве коробок передач.

1931 CS1

Одноцилиндровый мотор с отдельным блоком КПП обеспечивал простоту, надёжность и высокую ремонтопригодность. С началом Второй мировой войны гоночная команда была расформирована, и компания перешла на выполнение военных заказов. В британской армии в период с 1938 по 1945 год каждый третий мотоцикл был «Нортоном», всего в армию было поставлено более 100000 машин. В основном, это были WD 16H (одиночный) и WD Big Four outfit (с приводом на колесо коляски). 

1935 Model 55

После войны

После окончания войны компания Norton вернулась к выпуску гражданской продукции, расширив модельный ряд. Передовой новинкой можно считать модель Dominator 1949 года, также известную на некоторых рынках как Model 7. У неё нижневальный штанговый двухцилиндровый мотор, разработанный Бертом Хопвудом, был установлен в раму от одноцилиндрового ES2 с телескопической передней вилкой и свечной задней подвеской. На мотоцикл также устанавливалась доработанная «горизонтальная» коробка передач.

1949 Manx 500

Желая вернуть себе довоенное превосходство в гонках, компания столкнулась с проблемой нехватки мощности одноцилиндрового мотора по сравнению с многоцилиндровыми итальянцами и английским AJS. В 1949 году, в первый год проведения чемпионата MotoGP, удалось занять только пятое место, в то время как AJS взяла главный приз. В январе 1950 года братья МакКэндлес из Белфаста разработали для Norton новую раму – стальной дуплекс с качающимся задним маятником и двумя амортизаторами, прозванную в народе Featherbed. На тот момент это была вершина технологий, обеспечивающая высокую жёсткость и отличную управляемость, что позволило гонщикам компании Джефу Дюку, Джону Сёртису и Дереку Минтеру вернуть себе лидирующие позиции.

1955 Model 7

В 1951 году рама Featherbed появляется на Norton Dominator (она же Model 88 вне Великобритании). Постепенно по мере увеличения объёмов производства и другие мотоциклы переходят на неё, сначала дорогие двухцилиндровые, затем и «одностволки».

AMC

Несмотря на успехи в гонках, а, скорее, именно благодаря им, Norton столкнулся с финансовыми трудностями. Изготовить необходимое количество рам Featherbed не получалось – их делать было сложнее и дороже, чем обычные рамы, к которым покупатели постепенно потеряли интерес. По части двигателей, к сожалению, компания тоже не могла предложить ничего экстраординарного. Продажи упали, и в 1953 году компания была куплена холдингом AMC (Associated Motorcycles Company), который на тот момент уже владел брендами AJS, Matchless, Francis-Barnett и James. Гоночное подразделение было расформировано, команда ликвидирована. Фабрика в Бирмингеме была закрыта, в 1962 году производство было перенесено на фабрику AMC Woolwich в Лондоне.

1956 Norton Daytona

Под патронажем АМС была разработана новая коробка передач, отличавшаяся высокой чёткостью работы и надёжностью, её применяли на всех большеобъёмных мотоциклах холдинга: AJS, Matchless и Norton. Двигатель Norton Manx был также серьёзно переработан: из длинноходного (79,5х100 мм) одновального он стал двухвальным и практически «квадратным» (86х85,6 мм) со степенью сжатия 11:1. Оборудованный карбюратором Amal GP и магнето Lucas он выдавал 47 л. с., что позволяло разогнать 142-килограммовый мотоцикл до 209 км/ч.

Как ни странно, но Manx сильно повлиял и на развитие британского автоспорта. В конце 50-х были сформированы новые технические требования для национального класса «Формула-3» 500 см3. Для постройки машин брали моторы Jap и Manx, причём особенно ценились характеристики именно моторов Norton. В связи с этим мотоциклы стали хорошо продаваться – моторы отдельно компания не предлагала. Победы англичан в гонках в середине 50-х порождают волну каферейсерства, возникает спрос на быстрые и хорошо рулящиеся мотоциклы, а на вторичном рынке тогда же выросло предложение на новые комплектные шасси без мотора по приемлемой цене. Это породило всплеск самодельщины по имплантации туда чужих моторов – ведь шасси было очень удачным. Для довольно распространённого в то время гибрида из мощного двухцилиндрового мотора Triumph и шасси Norton даже придумали имя собственное Triton, полученное путём сложения первого и второго слогов от двух брендов.

1968 Norton Commando

В 1960 году появляется новая версия рамы Featherbed, в которой верхние трубы были вогнуты дугами друг навстречу другу, что сделало её более узкой. Это не только обеспечивало более удобную позу за рулём, но и позволяло дотянуться до земли обеими ногами при остановках. Новую раму назвали slimline («узкая»), а старую окрестили wideline («широкая»), чтобы не спутать.

1971 Norton Commando

В 1961 году для рынка США выходит модель Norton Manxman 650c, годом позже Norton 650SS для рынка Великобритании и Norton Atlas 750 для Америки. Увеличение рабочего объёма с 500 до 750 см3 серьёзно повлияло на комфорт: возникли вибрации на 4500 – в самом используемом диапазоне оборотов. Плюс сам по себе 750-кубовый мотоцикл получился недешёвым, и путей для снижения себестоимости не было. Над компанией опять начали скапливаться грозные тучи финансового краха.

Norton-Villiers

Конец 60-х был для британской мотоиндустрии трагичным. Сильно уменьшившийся спрос на рынке был к тому же обильно покрыт предложением расплодившихся японских концернов, заполнивших практически все сегменты рынка своей продукцией. В 1966 году холдинг АМС развалился и был реформирован в компанию Norton-Villiers, являющейся частью Manganese Bronze.

1972 Norton Commando Streetfighter

Вместо того чтобы избавиться от вибраций в 750-кубовом моторе, установив в него балансирный вал, было решено закрепить двигатель и задний маятник на раме через резиновые сайлент-блоки. Такую концепцию назвали isolastic-frame. Первым мотоциклом, построенным согласно этой концепции, был Norton Commando 750 1969 года. Ни шикарный внешний вид, ни мощный мотор, ни сайлентблоки, гасящие вибрации, не смогли обеспечить высокий уровень продаж – их можно было охарактеризовать только как «хорошие».

Norton-Villiers-Triumph

В 1972 году ещё одна мотоциклетная компания оказалась на грани краха – гигант BSA. При условии её объединения с концерном Norton-Villiers Правительством было обещано принятие мер по спасению мотоиндустрии. В 1973 году была образована компания Norton-Villiers-Triumph (NVT), которой был выделен правительственный транш на развитие. И развитие было: в апреле 1973 года началось производство 850-кубового мотора, выдававшего 51 л. с., в 1974 году запустили в производство модели 828 Roadster, Mark 2 Hi Rider, JPN Replica (John Player Norton) и Mk.2a Interstate, в 1975 году ещё две модели: Mark 3 Interstate и Roadster. Но тут Правительство потребовало возврата кредита и отказало в финансировании экспортных операций, практически лишив компанию зарубежных продаж. Производство остановилось. В результате в 1975 году руководство холдинга заявило о ликвидации компании.

1974 Norton 850 Commando

Роторный двигатель Ванкеля

В конце 80-х была попытка оживить мёртвый бренд и воспользоваться аурой его былой спортивной славы. Для этого был выбран весьма необычный роторный двигатель Ванкеля. Как ни странно, но появились и новые победы – в 1992 году удалось выиграть в ТТ на острове Мэн и ГП Ирландии в Уллистере. Начались поставки роторных «Нортонов» в дорожную полицию и армию. Помимо гоночной модели F1 и полицейской Interpol была представлена гражданская версия F1 Sport, но продажи пошли из рук вон плохо – при амбициозных планах реализовать 1000 мотоциклов удалось найти только 66 покупателей. Потом стандартный сценарий: спад производства, его остановка, ликвидация компании.

1987 Norton Classic Rotary

В конце 90-х Кенни Дриэр из Орегона (США) с ремонта и реставрации старых «Нортонов» переключился на их мелкосерийный выпуск. Он разработал новую модель Commando 961 и штучно по предзаказам выпускал её до 2006 года.

1987 Norton Interpol RAC rotary

Через пять лет, в 2011 году английский предприниматель Стюарт Гарнер строит новый завод неподалёку от трека Донингтон Парк и начинает на нём выпуск слегка доработанного Commando 961 Кенни Дриэра. Мотоцикл и поныне выпускается небольшой серией и имеет целых три модификации: SF, Café Racer и Sport, отличающихся друг от друга только деталями. Недавно компанией был получен кредит на расширение производства: в планах увеличение годового выпуска вдвое – до 1000 мотоциклов. Сайт этой компании: www.nortonmotorcycles.com.

952 commando


< Национальная идеяКенгуру-тур >
23 Мая 2013 10:36 Денис DEAN Панфёров