История про семью Кастильоне и итальянскую мотоциклетную промышленность – это бесконечная вереница слияний, поглощений, продаж и переходов прав собственности на торговые марки, производственные мощности и акции. Это история о стремительных взлётах и головокружительных падениях, об удачных маркетинговых ходах и жутких просчётах.
1950
Джованни Кастильоне в городе Варезе (Италия) основывает компанию «КАДЖИВА» (сокращение от КАстильоне ДЖИовании ВАрезе), специализирующуюся на точной металлообработке и производстве сложных изделий из металла.
1978
Cagiva пробует свои силы в новом бизнесе: создаётся гоночная команда, мотоциклы которой окрашены в красно-серебристый цвет, пилотами становятся Джианфранко Бонера и Марко Луччинелли.
Семейное хобби вскоре трансформируется в наиболее динамично развивающийся в Европе мотоциклетный бизнес. 17 октября компания выкупает у AMF - Harley Davidson фабрику в Сциранне (Италия), ранее принадлежащую Aermacci . На территории 80000 м2, расположенных, кстати, совсем рядом с заводом MV Agusta , находится производство, укомплектованное квалифицированными рабочими, и проектный отдел с талантливыми конструкторами, многие из которых прошли ещё авиационную инженерную школу в Aeronautica Macci . Имеющееся кадровое богатство позволило братьям Кастильоне начать обновление модельного ряда.
1979
Дебютирует SST 125/ SST 250 – небольшой и недорогой мотоцикл с двухтактным мотором воздушного охлаждения, который может похвастаться литыми колёсными дисками.
На конец кода в штате компании работает более 150 сотрудников, за год произведено 40000 мотоциклов.
1980
Успех, немедленно полученный на рынке, является результатом активной маркетинговой политики CAGIVA, тщательно продуманной и затем полностью осуществлённой братьями Кастильоне. Идея состояла в том, чтобы произвести продукт хорошего качества, не уступающий конкурентам по техническим показателям, установить на него разумную цену, зафиксировав её, и гарантировать хороший уровень сервиса и поддержки. В начале 80-х именно эти принципы позволяют CAGIVA быть единственным итальянским производителем, способным сопротивляться вторжению японских брендов на рынок.
Технически мотоциклы Cagiva свежи и интересны, компания развивает новые сегменты рынка и доминирует в секторе малокубатурной техники как дорожной, так и внедорожной направленности. В Италии насчитывается более 400 дилерских центров марки.
Каджива дебютирует в премьер-классе MotoGP : на трассе Нюрнбургринг (Германия) Вирджинио Феррари проходит квалификацию.
1981
Модель 2С2 применяет технические решения, ранее в GP не встречавшиеся: четыре цилиндра в ряд, дисковый клапан-распределитель на впуске, 118 л. с.
1982
В MotoGP в классе 500 см3 заработаны первые очки.
1983
Рынок требует большекубатурных мотоциклов: надо расти. Cagiva подписывает с Ducati соглашение о поставке двигателей объёмом от 350 до 1000 см3. В 1984 году было поставлено 6000 моторов, в 1985 – 10000. В том же 1985 году Cagiva покупает компанию Ducati , спасая её от банкротства. За время владения маркой будет создан технический шедевр Ducati 916 (дизайнер Тамбурини) и маркетинговый шедевр Ducati Monster (дизайнер Галуцци). В 1996 году марка Ducati будет продана американцам из Texas Pacific Group (TPG).
На базе двухтактного 125-кубового мотора строится мотоцикл двойного назначения Elafant 125 («Слон»), который послужит родоначальником целой серии туристических эндуро объёмом от 125 до 900 см3. Именно 900-кубовые «Слоны» принесут компании две победы в ралли «Париж – Дакар».
1985
Гоночной компании Cagiva удаётся прервать серию побед Suzuki в мотокроссе. В 1985 году чемпионат выиграл финн Пекка Вехконен, а в 1986 датчанин Дейв Стрижбос. В период с 1984 по 1988 год мотоциклы итальянской марки стабильно приезжают в очках, на равных сражаясь с японскими. И в 1987, и 1988 году Векхонен занимает второе место в итоговой таблице чемпионата. С 1988 года честь компании на трассах мотокросса и эндуро отстаивает бренд Husqvarna .
Выпускается Cagiva Alazzurra с двигателями Ducati Pantah 350 и 650 см3. У него квадратная фара закреплена в полуобтекателе, в качестве опции доступны боковины для превращения силуэта в гоночный.
1986
Шведская компания Husqvarna стоит на пороге разорения и закрытия. Братья Кастильоне покупают её и начинают перевод производства в Италию. К сожалению, не всех инженеров удалось уговорить на смену страны проживания: несколько человек остаются на родине – так появился бренд Husaberg (ныне принадлежащий австрийской компании КТМ).
1987
В республике Сан-Марино открыт «Исследовательский центр Каджива» ( CRC ). Его директором становится друг Клаудио Кастильоне Массимо Тамбурини (работавший ранее в компании Bimota ), который и станет впоследствии «отцом» гениальных технических решений и эстетически выверенных дизайнов многих мотоциклов, выходящих с конвейера концерна Cagiva .
Куплен ещё один мотоциклетный бренд – Moto Morini . Но эту покупку в целом можно назвать неудачной: в 1991 году фабрику Morini в Болонье закроют, главный конструктор Франко Ламбертини сбежит в Piaggio . Бренд Moto Morini в 1996 году уйдёт «прицепом» к Ducati при продаже американцам. В 1999 году марку выкупят для создания компании Motori Franco Morini, но за 14 последующих лет этим мотоциклам лет так и не удастся завоевать рынок, несмотря на разнообразие предлагаемых моделей.
К гранприйной команде присоединяется гонщик Рэнди Мамола, который весь сезон завершает гонки в очковой зоне.
1988
На трассе в Спа (Бельгия) Ренди Мамола приводит 500-кубовый C 588 на подиум. Рама мотоцикла изготовлена из алюминия, задний маятник изогнут «бананом», установлен хорошо проработанный аэродинамически обтекатель.
1989
Начинается производство Cagiva Mito 125 (в переводе «Миф»). С оглядкой на Мито годом спустя конкурентами был выпущен Aprilia AF 1 Futuro , а позже RS 125, принёсший «Апилье» множество побед в классе 125 см3. Mito был первым взрослым мотоциклом Валентино Росси: Клаудио Лусуарди, глава гоночной команды, выдал его будущему чемпиону в 1994 году для выступления в национальном первенстве.
1990
В Мораццоне (Варезе) строится новая фабрика для производства стальных и алюминиевых рам. В 1996 году при ней будет открыт Crimson Design Centre под управлением аргентинца Мигеля Галуцци.
Выкуплены права на Mini Moke – суперкомпактный внедорожник, который производился с 1964 года на многих заводах по всему миру. Его производство в Португалии продлится недолго – до 1993 года.
Эди Ориоль выигрывает ралли «Париж – Дакар» на Cagiva Elefant 900.
1991
Cagiva подписывает соглашение с чешскими компаниями CZ и JAWA о производстве некоторых чешских моделей на итальянских мощностях и о производстве итальянских моделей (к примеру, Roaster 521 / 125 см3) в Чехии. Сотрудничество продлилось до 1997 года и было прекращено в связи с финансовыми сложностями у итальянкой компании. Для CZ как производителя мотоциклов это был конец – фабрика стала производить коробки передач для автомобилей Skoda .
Последняя инвестиция братьев Кастильоне – покупка MV Agusta . Марка легендарная, просто Ferrari в мире мотоциклов, с богатой спортивной историей и вереницей выигранных титулов. Аргументацией покупки было желание вернуть легендарной марке былое величие.
Эдди Лоусон, трёхкратный чемпион в классе GP , присоединяется к команде и сходу приезжает на подиум в Ле Кастеле (Франция). По итогам чемпионата он становится шестым.
1992
В Венгрии Cagiva в первый раз выигрывает гонку. Это первый успех в противостоянии с японскими производителями, доминировавшими в то время. В 1993 году будет уже две победы: у Дуга Чандлера в начале чемпионата и у Джона Косински на американском этапе в Лагуна Секе.
1994
Массимо Тамбурини при рестайлинге превращает Mito в уменьшенную копию «Дукати» 916. Мотоцикл мгновенно становится хитом у европейской молодёжи. Интересный факт – у мотоцикла семискоростная коробка передач.
Самый результативный год в гонках Гран-при. Джон Косински всходит на подиум семь раз в течение сезона, побеждает в Австралийском этапе и по итогам года занимает третью строчку. На волне этого успеха принимается решение покинуть «большой цирк» – уйти из гонок MotoGP . Решено сконцентрироваться на разработке нового гражданского мотоцикла MV Agusta – все финансовые и инженерные силы отданы этому проекту.
Эди Ориоль во второй раз побеждает в «Дакаре».
1995
Дебютирует Cagiva River 600 – неоклассик с одноцилиндровым мотором Rotax объёмом 600 см3.
1996
Начинается производство туристического мотоцикла двойного назначения Canyon 600 – итальянского ответа на выпуск немцами BMW F 650 GS . Воздушный 600-кубовый мотор Rotax выдаёт всего 34 л. с., но отличная управляемость и хорошие подвески помогают мотоциклу набрать армию поклонников.
1997
На мотосалоне в Милане показана новая MV Agusta А4 Serie Oro – мотоцикл, влюбивший в себя весь мир. С точки зрения эстетики это, несомненно, лучшая работа Массимо Тамбурини.
Подписано соглашение с компанией Fast by Ferracci о дистрибуции продукции Cagiva , MV Agusta и Husqvarna на территории США.
1998
Серийная F4 получает самые восторженные отклики в прессе. На выставке «Искусство мотоцикла» (The Art of Motorcycle ) в музее Гуггенхайма Нью-Йорка F 4 Oro – центральный экспонат.
Из спортивного Mito 125 делают нейкед Planet 125, внешне немного напоминающий Ducati Monster . На месте бензобака находится бардачок, вмещающий открытый шлем.
На базе двухклапанного мотора с воздушным охлаждением от Ducati 900 SS строится большой туристический мотоцикл эндуро Cagiva Grand Canyon 900, который будет производиться до 2000 года.
1999
Открывается новая фабрика в Кассинетта ди Биандронно (Варезе). На компанию работает 500 человек, 150 из которых в центрах R & D . Главный бренд компании – MV Agusta , немного ему уступают Cagiva и Husqvarna .
На выставке в Милане представлены новые модели Cagiva с 650- и 1000-кубовыми моторами Suzuki : Raptor , V - Raptor , Navigator . Они получают хороший отклик в прессе и неплохо продаются, доказывая, что марка готова встретить грядущий XXI век во всеоружии.
2000
Появляется новая эмблема компании, в основе которой лежит всё то же изображение слона, но от него осталась только голова.
Начинается ребрендинг Cagiva Group в MV Agusta Group .
2002
Ограниченной серией в 1000 экземпляров выпускается X - Raptor 1000 ( Extra Raptor ) с регулируемыми подвесками и рулевым демпфером, немного «приподнятым» хвостом и обилием карбона в отделке.
В течение 2002–2003 гг. производство мотоциклов практически останавливается. Экономика в упадке, собственных средств не хватает. Кредит от итальянской финансовой группы Banka Investa , полученный в 2003 году, позволяет вновь запустить конвейеры.
2003
Cagiva Planet 125 снят с производства, чтобы в следующем 2004 году на его место пришёл Raptor 125 – технически идентичный, но с дизайном по мотивам старших «хищников».
За год произведено 24000 мотоциклов, из них 4900 под маркой Cagiva .
2004
Финансовые проблемы снова настигают компанию. Руку помощи на этот раз протягивает малазийская компания Proton . Не бесплатно, конечно.
2005
Компания решилась обновить дизайн Мито 125 от Тамбурини. По мотивам гоночного Cagiva GP 500 ( C 594) был сделан новый обтекатель, двигатель получил новые настройки, были использованы облегчённые компоненты. Mito SP 525 выпускался малыми партиями для участия в гонках и не предназначался для дорог общего пользования.
2006
Весной 2006 года MV Agusta Motor SpA возвращается снова в итальянские руки. Инвестиционная компания GEVI SpA из Генуи выкупает долю, принадлежащую Протону, и инвестирует в производство € 15000000.
На осеннем мотосалоне показан концепт Mito 500, созданный на базе шасси Mito 125 и 500-кубового мотора от Husqvarna TE 510. Его вес (133 кг) всего на 4 кг больше, чем у двухтактной «125-ки», зато мотор выдаёт 60 л. с. В серию концепт, к сожалению, не пойдёт.
2007
В октябре компания BMW покупает бренд Husqvarna , обещая сохранить производство в Италии.
2008
В июле MV Agusta переходит в собственность компании Harley - Davidson , итак, мы снова там, откуда начинали! Под патронажем американцев на заводе в Варезе производятся мотоциклы под брендами Cagiva и MV Agusta . Но год спустя, не потянув итальянского бремени, H .- D . выставляет MV Agusta на продажу.
На базе Mito SP 525 выходит дорожная версия Mito 525, похожая внешне, но упрощённая технически. Новый карбюратор Electronic Carburetion System , созданный в содружестве с Дель’Орто , позволил уложиться двухтактнику в нормы «Евро-3».
2010
Семейство Кастильоне покупает у Harley - Davidson бренды MV Agusta и Cagiva . История уходит на второй виток эволюции, но уже без марки CAGIVA –производство этих мотоциклов полностью свёрнуто, компания сосредоточена на выпуске F 4 и Brutale . Начинаются работы над новым трёхцилиндровым семейством F 3- B 3.
Возродится ли когда-нибудь производство мотоциклов под маркой Cagiva ? Вполне возможно. Чисто технически препятствий к этому нет никаких, а продаваться они смогут через тех же дилеров, кто торгует «МВ Агустой». Главное – грамотно развести эти марки, чтобы между ними не возникла внутренняя конкуренция.
< Красота категории «А»В ПОИСКАХ МАЙЯ >