Сковородки, лопаты и частичная амнезия (ч.2)

Сковородки, лопаты и частичная амнезия (ч.2)

История Harley-Davidson, часть 2 (1941–1984 гг.)

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: H.-D. Timeline и из архива редакции

Вступление Америки в мировую войну в 1941 году очень сильно отразилось на состоянии экономики. Крупные военные заказы для нужд собственной армии и для помощи союзникам вывели страну из Великой депрессии и обеспечили мощный производственный бум. Не осталась в стороне и компания Harley-Davidson, которой, в отличие от других производителей (Cadillac, к примеру, в то время производил танки, а не легковые автомобили), не пришлось переориентировать производственные мощности на выпуск незнакомой продукции. Она продолжала делать мотоциклы.


1941 серия FL

1941      До вступления в войну успели показать публике серию мотоциклов FL.                         

1941 Армейский WLA                       

1942      Среди прочих моделей для нужд армии производился также и необычный XA 750 с оппозитным мотором и карданным приводом заднего колеса наподобие Zundapp и BMW. Его делали специально для военных действий в пустынях северной Африки. Всего сделано 1011 штук.

1942 армейский оппозитный XA 750                                                 

1943      Компания получает награду Army-Navy «E» Award за качество продукции, поставляемой для нужд фронта.

1943 вручение компании E-award за военные поставки                                                

1945      Война окончена. За четыре года для нужд фронта было произведено примерно 90000 мотоциклов модели WLA. Компания немедленно возвращается к выпуску гражданских моделей.

1945 парад победы в США                                           

1946      Для участия в гонках делается 45-кубодюймовый Flathead WR – лучший гоночный мотоцикл того времени в Америке.

1946 45-кубодюймовый гоночный flathead WR                             

1947      Участников дилерской конференции сажают на электричку и везут в «секретное место», которым оказывается свежекупленный у Пропеллерного завода О. А. Смита цех на Кэпитол Драйв в Милуоки. Туда впоследствии переедет производство узлов и компонентов, а сборка мотоциклов останется в исторических цехах фабрики.

1947 монтаж оборудования в новом цеху на Capitol Drive

 В фирменном каталоге одежды и салонах H-D появляется чёрная кожаная куртка, которая быстро станет классикой.

1947 Джимми Чен

Джимми Чен выигрывает первый из трёх подряд титулов AMA Grand National Championships.

                           

1948      В двигатели объёмом 61 и 74 кубодюйма внесены изменения: теперь у них алюминиевые головки цилиндров и гидрокомпенсаторы в клапанном приводе. Обновлённым моторам дают прозвище Panhead («Сковородкоголовый»).

1948 одноцилиндровая модель S

Начинается производство американского лёгкого мотоцикла модели S, который, претерпев множество изменений, продержится на конвейере до 1966 года.

1949 HydroGlide с гидравлической передней вилкой

1949      На модели Hydra-Glide появляется гидравлическая телескопическая передняя вилка.

1950 Ларри Хэдрик                  

1950      Ларри Хэдрик выигрывает AMA dirt track racing Grand National Championship.

1951 Модель 125

Гонщики на Harley-Davidson выигрывают 18 из 24 дисциплин национальных чемпионатов.

1952 Модель К

1952      Нижнеклапанная модель «К» представлена как ответ на поставляемые из Англии небольшие спортивные мотоциклы. У него двигатель и коробка передач объединены в один блок. Серия «К» станет прародителем «Спортстера».

1953 Эмблема к 50-летию компании      

1953      Для празднования полувекового юбилея компании разрабатывается памятная эмблема, которая устанавливается на передние крылья всех мотоциклов 1954 года выпуска.

Hendee Manufacturing, владелец марки Indian, сворачивает производство мотоциклов. На ближайшие 46 лет H-D – единственный американский производитель мотоциклов.

1954 Джо Леонард

1954      Джо Леонард выигрывает AMA Grand National Dirt track Championship. В течение восьми последующих лет титулы в этой дисциплине будут у гонщиков на Harley.

1955 гонка Daytona 200

1955      В этом году началась серия из восьми подряд побед в гонке Daytona 200. Все победы были завоёваны на модели KR.

1956 Элвис Пресли на обложке журнала Энтузиаст

1956      Фотография Элвиса Пресли, сидящего на модели KH, появляется на обложке майского номера журнала «Энтузиаст».

1957 Sportster

1957      Публике показан совершенно новый супербайк Sportster. У него мотор объёмом 55 кубодюймов и единый картер для двигателя и КПП. Эта серия мотоциклов производится по настоящее время.

1958 DuoGlide

1958      Впервые на мотоцикле применены задние гидравлические амортизаторы и дисковый гидравлический тормоз (модель Duo-Glide). Читайте о ней в рубрике «Ретро» в следующем номере нашего журнала.

1958 Кэролл Ресвебер

Гонщик Кэролл Ресвебер выигрывает первый из четырёх титулов в AMA Grand National Championships.

1960 Скутер Topper

1960      Компания выпускает скутер Topper, построенный по мотивам итальянских аппаратов.

1960 Aeronatica-Macchi (Aermacci)

 Harley-Davidson покупает 50 % акций итальянской Aeronatica-Macchi и формирует Aermacchi Harley-Davidson – европейскую компанию по производству лёгких мотоциклов и скутеров.

HarleyDavidson M50

Брэд Андрес выигрывает гонку Daytona 200, первые 14 мест в которой заняли гонщики на мотоциклах модели 750 KR.

1961 Модель Sprint                                  

1961      Представлена одноцилиндровая модель Sprint.

1962 фабрика Tomahawk Boat Manufacturing Company

1962      Harley-Davidson покупает 60 % акций Tomahawk Boat Manufacturing Company. Этот шаг предпринят как ответ на потребность мотоциклетной индустрии в фибергласе – грядёт эра обтекателей.

1963 750 KR на гонках Daytona 200

1963      Ральф Уайт выигрывает гонку Daytona 200 на Harley-Davidson 750 KR.

1964 Роджер Рейман

1964      Роджер Рейман побеждает в AMA Grand National Championship и выигрывает первую из двух подряд гонок Daytona 200.

1964 Трёхколёсный Servi-Car

Трёхколёсный Servi-Car становится первым «Харли» с электростартером (обратите внимание, что на этот развозной фургон до сих пор ставят древний мотор Flathead).

1965 Electra-Glide

1965      На смену Duo-Glide приходит Electra-Glide®, оснащённая электростартером. Его вскоре получит вся серия мотоциклов FL и Sportster.

1965 Джордж Рёдер

В рекордном мотоцикле с 250-кубовым мотором от Sprint CR Джордж Рёдер развивает 177 миль в час и устанавливает рекорд скорости для этого класса мотоциклов.

1965 Барт Маркель

Барт Маркель выигрывает AMA Grand National Championship 1965 и 1966 годов.

1966      На Electra-Glide появляется мотор Shovelhead («Лопатоголовый»). Вскоре этот мотор заменит Panhead во всех моделях мотоциклов.

1968 Гоночный 750 KR

1968      Кэл Рэйборн выигрывает Daytona 200 в 1968 и 1969 годах на модели 750 KR.

                                  

1969      Harley-Davidson становится частью холдинга American Machine and Foundry Company (AMF). Эта компания широко известна в нашей стране как производитель бильярдных столов и оборудования для боулинга.

1970 Гоночный XR 750

1970      Выпускается гоночный XR 750, построенный в соответствии с новым техническим регламентом «Класса С» АМА.

1970 Кэл Рэйборн

На солёном озере Бонневилль Кэл Рэйборн устанавливает рекорд скорости для мотоциклов. На построенном самостоятельно аппарате с двигателем от Sportster он развивает 265 миль в час (почти 425 км/ч).

1971 FX 1200 Super Glide

1971      В качестве ответа на рост популярности кастомайзинга выходит FX 1200 Super Glide, в котором соединены спортивная передняя подвеска от серии XL с рамой и мотором от флагманских FL. Родился новый класс мотоциклов – круизеры.

1971 Снегоход H-D

Холдинг AMF, владеющий компанией Harley-Davidson, решает сменить бренд выпускаемых снегоходов со Ski-Daddler на AMF Harley-Davidson. Упор в рекламе делался на чисто американский бренд и 70-летнюю историю марки, хотя в снегоходах использовались двухтактные моторы Aermacchi и шасси от AMF. В 1975 году проект был закрыт как бесперспективный.                    

1972 XR-750 с алюминиевой рамой

1972      Более мощный XR750 с совершенно новой алюминиевой рамой выходит на гоночные треки. Этот мотоцикл будет звездой грязевого овала на протяжении 30 лет. Уже в год дебюта он помог выиграть титул Марку Брелсфорду.

1973 Фабрика в Пеннсильвании

1973      Новая фабрика площадью 4500 м2 в Йорке (Пенсильвания), куда переведены все сборочные операции, позволила увеличить объёмы выпуска мотоциклов. В цехе на Кэпитол Драйв теперь остаётся только моторное производство.

1974 гоночный Aermacchi HD - 350cc

1975      AMA Grand National Championships выигрывался с 1975 по 1978 год. Первую победу заработал Гари Скотт, три остальных Джей Спрингстин.

1975 Aermacchi  350 TV

1977      На фестивале в Дайтона Бич показан FXS Low Rider® с дрэгбаром и заниженным седлом. Позднее в этом же году была представлена версия Sportster Cafe Racer, спроектированная Вилли Джей Дэвидсоном – внуком основателя компании.

1977 Cafe Racer

1978      За заводскую команду начинает выступать Скотт Паркер. Он станет самым титулованным гонщиком грязевого трека, выиграв 93 гонки и заработав девять чемпионских титулов в течение десяти последующих лет.

1978 Скотт Паркер

1979 FXEF Fat Bob

1979      Начало производства серии FXEF Fat Bob. «Fat» – потому что у него два топливных бака, «Bob» – потому что у него укорочено заднее крыло.

1977 FXS Low Rider

1980      Модель FLT может похвастаться двигателем, смонтированным на резиновых сайлентблоках, жёстким соединением мотора и коробки передач и новой передней вилкой. В КПП у него пять передач.

1980 FLT Tour Glide

Цепь привода заднего колеса заменена на кевларовый ремень. Он работает тише и плавнее, требует меньше ухода и служит дольше. Вскоре все мотоциклы компании будут «на ремне».

1980 Рэнди Госс

Рэнди Госс – новый чемпион AMA Grand National Championship.

1980 FXB Sturgis

В честь исторического ралли в Стурджисе выпускается модель FXB Sturgis с ременным приводом заднего колеса, чёрным хромом и мотором объёмом 80 кубодюймов. Также представлена модель FXWG Wide Glide.

1981 Выкуп акций компании у холдинга AMF

1981      26 февраля миноритарные акционеры подписали прошение о выкупе у AMF пакета акций Harley-Davidson. К середине июля сделка была совершена, компания получила независимость от холдинга. Появился слоган The Eagle Soars Alone («Орёл парит в одиночку»).

1981 Скотт Паркер

1982      Модели FXR/FXRS Super Glide® II теперь оснащаются мотором с пятискоростной КПП, закреплённым в раме на резиновых сайлент-блоках, а серия Sportster получает новую жёсткую раму, сваренную из бесшовных труб и отштампованных деталей.

1982 Заводская команда в AMA Grand National Championship

Гонщики заводской команды занимают первые три места в AMA Grand National Championship. В следующие два года успех удастся повторить.

1982 Производство

Программа MAN – Materials As Needed («Материалы по требованию»), идея которой состояла в закупке деталей и материалов только в момент, когда они требовались на производстве, – позволила сократить складские и финансовые издержки, снизить себестоимость мотоциклов и повысить их качество.

1983 Harley Owners Group

1983      Компании удалось лоббировать в Сенате введение заградительных пошлин на импортные мотоциклы объёмом более 700 см3 для защиты «местного производителя». В течение пяти последующих лет, пока эти пошлины действовали, компании удалось немного выправить своё положение на американском рынке большеобъёмных мотоциклов.

Попытка объединить владельцев мотоциклов H-D под знамёна фабрики удалась.

 Кевларовый ремень привода заднего колеса

HOG® (Harley Owners Group) быстро стал крупнейшим мотоциклетным клубом в мире, спонсируемым производителем. Через шесть лет в нём состояло 90000 членов, к 2000 году их стало полмиллиона.

Рэнди Госс выигрывает AMA Grand National Championship.



В следующем году компания представит новый мотор, который выведет мотоциклы на новый уровень, сделав их легче, мощнее, надёжнее. Этот мотор поможет выстоять в борьбе с японскими имитаторами и сохранить легендарный бренд.

< Два солнцаОт основания и до войны (ч.1) >
26 Января 2013 15:16 Денис DEAN Панфёров