Своя ниша - История компании Beta

Своя ниша - История компании Beta

Текст: Денис DEAN Панфёров
фото из архива редакции

Причиной появления мотоциклов Beta стал, как это ни парадоксально звучит, кризис конца 40-х – начала 50-х, случившийся в стране, проигравшей войну. Именно спрос на предельно дешёвые средства индивидуального транспорта способствовал возникновению многих мотоциклетных марок.

Но началось всё гораздо раньше, в 1904 году. Именно тогда была основана компания Società Giuseppe Bianchi, производившая велосипеды. Основал её во Флоренции Джузеппе Бьянки и занимался своим велосипедным бизнесом вплоть до Второй мировой. Армейских заказов компания не получила, что не позволило ей укрупниться в несколько раз, но, с другой стороны, и производство не пострадало от плановых авианалётов. Авиация союзников работала чётко, на фабрики, выпускавшие мирную продукцию, бомбы старались не сбрасывать.

1948 Beta Cigno 48

После войны во главе компании встают Энцо Бьянки, сын основателя Джузеппе, и Арриго Тосси. Взяв первые буквы от своих имён и фамилий, они получили слово BETA , которым и назвали реорганизованную компанию. Но сменилось не только название, были изменения в ассортименте. К обычным велосипедам добавился мотовелосипед.

1955 Beta Vulcano 160 Sport

Первым был CERVO 48 – велосипед с мотором, размещённым за сиденьем водителя, который передавал мощность через резиновый ролик прямо на покрышку заднего колеса, прижимаясь к нему по действием собственной массы. Конструкция не передовая, но простая и дешёвая, а главное, не требующая внесения изменения в конструкцию велосипеда. И дело пошло. Нет, такой ошеломительной популярности, как «Щенок» от Ducati , Cervo не приобрёл, но толчком к развитию мотонаправления в Beta стал.

1964 Beta Cervo

Следующей разработкой в 1948 году стал полноценный мотоцикл Cigno – у него была дуплексная рама, телескопическая вилка, два амортизатора сзади и очень спортивный внешний вид. И пусть объём двигателя остался без изменений, 48 см3, но выглядел он уже как настоящий мотоцикл, а не как велосипед.

1968 Beta Premier 125 Enduro

В 1950 году было решено «повысить градус» и вырасти из детского объёма в 50 «кубиков». Публике был представлен I tal-JAP 125. В техническом плане это был небольшой шаг назад – у него была параллелограммная передняя вилка из штампованных деталей и свечная задняя подвеска. Но проверенный временем 125-кубовый мотор JAP и невысокая цена заставляли прикрывать глаза на эти анахронизмы в подвесках и дизайне.

1970 Beta Premier Bebe 50

В начале 50-х годов вышло две модели с 175-кубовым двухтактным мотором: спортивная M . T .175, разгонявшаяся до 130 км/ч, и туристическая S . V .175, построенная на её основе.

1973 Beta Camoscio 48

Конец 50-х ознаменовался переходом на четырёхтактные моторы, тогда казалось, что за ними будущее, причём не с точки зрения экологии, а с точки зрения технологии. Из моделей тех лет стоит отметить Astro 98, Mercurio 150, Folgore 175 и Orione 200 с одноцилиндровыми нижневальными двигателями со штангами-толкателями, весьма передовые мотоциклы для того времени.

1981 BETA 250GS

Дела шли неплохо, и к производству рам решено было добавить производство собственных моторов. Компания постепенно перешла на полный цикл – все компоненты для сборки делались на собственных заводах. Тогда же возникло гоночное подразделение, которое работало в тесном контакте с основным конструкторским бюро. При разработке гражданских моделей их применимость в спорте закладывалась изначально – это начало давать результаты: мотоциклы компании начали лидировать в такой необычной дисциплине как «подъём на холм», также были одержаны победы в гонках Motogiro и Milan - Taranto .

1981 Beta Trueba TR32 240

В 70-х начала расти популярность внедорожных мотоциклов, и Beta , влившись в это движение на ранних стадиях, сумела завоевать популярность среди участников. Постепенно оффроудные модели начали вытеснять дорожные из ассортимента. Теперь компания специализировалась на мотоциклах для кросса и эндуро. В конце 70-х – начале 80-х Jim Pomeroy , Gilbert De Roover и итальянец Ivano Bessone принесли компании ряд побед в международных соревнованиях. Спортивные успехи на новом поприще помогали продажам.

1984 Beta TR 34 250 2T

В середине 80-х набирает популярность мототриал, и Beta опять оказывается одной их первых, кто серийно выпускает мотоциклы для нового вида спорта. Успех приходит незамедлительно: Jordi Tarres выигрывает мировой чемпионат, а десять лет спустя Dougie Lampkin завоёвывает три титула подряд (в 1997, 1998, 1999 годах). На мотоциклах компании выигрывается также шесть титулов в мировых чемпионатах, проводимых в закрытых помещениях, последний в 2002 взял Albert Cabestany . К этому списку побед можно добавить ещё пять титулов в чемпионате Европы.

1990 Beta TR 35

В 2004 году Beta принимает решение вернуться с четырёхтактной моделью в гонки эндуро, для чего разрабатывается совершенно новый мотоцикл, в котором были воплощены не только наработки мировых лидеров, но и богатый собственный опыт инженеров компании. Двигатель для него был позаимствован у австрийской компании КТМ. В это же время начинаются работы над собственным спортивным мотором, и в 2009 году свет увидели двигатели RR двух- и четырёхтактные. C этого момента в компании на все спортивные мотоциклы устанавливаются только они. Мотоциклы Beta принимают участие в чемпионатах по эндуро, триалу, участвуют в ралли-рейдах и марафонах.

2008 Beta Alp 4.0 с двигателем Suzuki DR350

Поиски новых ниш на рынке дали интересный результат: в 2000 году была представлена линейка Alp с двигателями воздушного охлаждения от Suzuki (125, 200 и 350 см3). Это помесь триального мотоцикла и эндуро, с не очень мощным мотором, обладающим хорошей тягой на низах, с небольшой массой, низким сиденьем и зубастыми покрышками. Концепция таких мотоциклов родилась в Японии, примером может служить «Супер Шерпа» от Kawasaki, Beta просто зашла немного дальше в плане занижения сиденья и облегчения конструкции, что ещё более упростило перемещение на нём по узким горным тропинкам. В пользу перспективности этой концепции говорит выпуск компанией КТМ мотоцикла Freeride 350, построенного по совершенно таким же принципам.

2012 Beta Evo Trials

Обычные дорожные модели компании и сейчас есть в производстве, и, как в конце 40-х годов прошлого века, это простые и недорогие транспортные средства с объёмом двигателя от 50 до 350 см3. Все они, ну разве что кроме скутера Ark , имеют в облике черты скремблеров, эндуро или супермото, но это и понятно – в последние 40 лет имя компании ассоциируется, в основном, с внедорожной техникой, и этим надо пользоваться.

2014 Beta RR 250 2T

В Rignano Sull'Arno, недалеко от итальянского города Флоренции, куда в 1972 году переехало производство, в год собирается около 15000 двигателей и 17000 мотоциклов, из которых в Италии остаётся примерно 30%, остальные 70% расходятся по всему миру. Годовой оборот компании составляет € 44,5 млн. Уже более 100 лет компания управляется семьёй Бьянки, и её деятельность можно приводить как пример успешного семейного бизнеса, пусть нишевого, но успешного и стабильного.

2013 Beta Urban 200


2013 Beta Ark 50

Beta 450 Dakar


< ОТРАЖЕНИЕВладимир Чайковский: «Мотоциклы закаляют характер» >
23 Февраля 2014 16:27 Денис DEAN Панфёров