Mondial – французское слово, существительное, обозначает «мир». Поэтому многие и считают эту мотоциклетную марку французской, но это не так. В итальянском языке тоже есть слово “mondial” – там оно прилагательное и обозначает «всемирный». Марка эта на 100 % итальянская, по крайней мере, была в первой своей инкарнации.
Коммерческая история
Компания была основана в Милане в 1929 году Иосифом Боселли и братьями Фрателли: Карло, Луиджи, Этторе и Ада для производства трёхколёсных развозных фургонов с мотоциклетным мотором. Узкие улицы старых итальянских городов просто не позволяли передвигаться на автомобиле, а небольшие и юркие фургончики чувствовали там себя как рыба в воде – это первая причина их популярности. Вторая причина – дешевизна, Италия – страна небогатая, и фактор цены там очень важен. Ну и третья – климат, позволяющий эксплуатировать такие транспортные средства круглый год. До сих пор фургончики с платформой или будкой, построенные на базе мотоциклов и скутеров, нередко можно встретить на юге страны.
Техника сходила с конвейера под именем FB ( Fratelli - Boselli ), моторы использовались собственные, разработанные инженером Орестом Друциани.
В 1939 году производство было перенесено в Болонью, также был разработан план его расширения и добавки в ассортимент нескольких моделей лёгких мотоциклов, воплотить который, к счастью, не удалось. Закупленное оборудование не успели установить в цехах, подвергшихся 24 июля 1943 года бомбардировкам.
Производство лёгкой коммерческой техники было основным бизнесом почти 20 лет – до 1948 года, но и позднее оно не было прекращено, несмотря на успехи двухколёсной продукции компании в спорте.
Гоночная история
В 1948 году компания была переименована в FB - Mondial . Был разработан 125-кубовый форсированный мотор, получившийся настолько удачным, что было решено попробовать себя в гонках. Успех пришёл незамедлительно. В 1949 году Нелло Пагани выигрывает чемпионат мира в классе 125 см3. В 1950 и 1951 годах его успех повторяют Бруно Руффо и Карло Уббиале. Начинается эра доминирования Mondial на европейских треках. В 1951 году Кроми МакКэндлесс выигрывает гонку ТТ на о. Мэн в классе 125 см3.
В 1954 году великий гонщик Торквинио Провини участвует в двух гонках (Монца и Барселона), где занимает, соответственно, первое и второе место. В 1957 году Провини, Сартори и Сэндфорд доминируют в классах 125 и 250 см3, выигрывая и личный, и командный зачёт чемпионата мира, а также берут два первых приза в гонке ТТ на острове Мэн – в классах 125 и 250 см3.
Несмотря на успехи в спорте, финансовое положение компании было шатким, и в 1957 году четверо братьев Фрателли покидают компанию. Боселли пытается возродить спортивную команду, используя уже двухтактные двигатели с дисковым клапаном на впуске, но мировых титулов это не принесло, хотя дома, в Италии, мотоциклы Mondial выигрывают национальные чемпионаты три года подряд – с 1965 по 1967. Прибыли от продажи мотоциклов к этому времени сольно сократились, и Боселли решил свернуть гоночную активность, стоившую ему слишком дорого.
После гоночного успеха 1949 года компания MV Agusta купила 125-кубовый гоночный четырёхтактный Mondial и использовала технические решения, применённые в нём, для построения собственного гоночного мотоцикла. Это дало свои результаты – четырёхтактные MV Agusta правили в чемпионате MotoGP вплоть до наступления эры двухтактников.
После окончания сезона в 1957 году итальянские компании Gilera, Moto Guzzi, Piaggio и Mondial договорились покинуть чемпионат GP из-за высокой стоимости участия в нём и спада продаж мотоциклов. Но MV Agusta потом всех обманула, «передумав» и вернувшись
В 1957 году Соичиро Хонда лично попросил Боселли продать ему 125- и 250-кубовые мотоциклы, выигравшие в тот год чемпионат. Эти мотоциклы были переданы «Хонде» и послужили основой для создания первых гоночных аппаратов японской компании. Сейчас один из тех двух (гоночный Mondial 125) открывает экспозицию музея истории Honda в Мотеги.
В конце 50-х (до внедрения этого на мотоциклах Ducati) в компании Mondial был разработан гоночный мотор с десмодромным клапанным механизмом, но в серию он не пошёл
Гражданская история
Гражданские модели производились наряду с гоночными, но небольшим тиражом. Как ни странно, но приоритетным направлением для компании были именно мотогонки. В линейке было несколько двух- и четырёхтактных мопедов и мотоциклов с объёмом мотора от 50 до 250 см3. Каких-то легендарных гражданских моделей, оставивших яркий след в мировой мотоциклетной истории, не было.
В первой половине 50-х годов братья Боселли приняли важное решение передать управление бизнесом профессионалам из болонской компании Michelini , специализирующейся на менеджменте и контроле производства. Под управлением профессионалов производство гражданских моделей мотоциклов Mondial стало расти, достигнув к 1955 году 5000 единиц техники. После побед 1957 года оно ещё немного выросло, и это считается золотой эрой «Мондиаля». Но спад продаж 1959 года сильно ударил по объёмам производства. В 1960 году из ворот фабрики вышел последний «полностью свой» Mondial : выпуск двигателей был прекращён, и следующие 19 лет (до 1979 года) мотоциклы производились в очень небольших объёмах с использованием сторонних двигателей. После чего завод закрылся.
Второе рождение
В 1999 году права на торговую марку покупает газетный магнат Роберто Цилетти, мечтающий возродить спортивную славу марки. Он подписывает соглашение с Honda о поставке для своих мотоциклов двигателей от Honda VTR 1000 R SP , подготовленных в HRC для гонок. Впервые «Хонда» решилась на поставку двигателей для установки в чужое шасси. Причиной такого решения, как мне кажется, являлась историческая сделка 1957 года, после которой японская компания смогла прийти в мотоспорт.
На базе японского двигателя и собственного шасси в 2000 году был создан Mondial Piega 1000, доступный как в гражданской версии, так и в гоночной, которая должна была принять участие в чемпионате мира по Супербайку в 2002 году. Но проект оказался финансово убыточным, огромные инвестиции не приносили прибыли, в результате в 2004 году компания обанкротилась, два раза поменяла хозяев, и к 2005 году была закрыта окончательно. Ни в 2002, ни позже вывести Mondial Piega 1000 на трассу мирового чемпионата так и не удалось. Всего было собрано 120 Piega , 2 шт. Piega evo , 2 шт. Piega Superbike и один Starfighter – нейкед на их основе.
Третье рождение
С 2004 года в Турции существует компания Mondial , поставляющая на внутренний рынок страны китайскую мотопродукцию под своей торговой маркой. Мало того, за прошедшие восемь лет ей удалось добиться больших успехов, заняв лидирующие позиции по продаже мотоциклов, скутеров и квадроциклов на турецком рынке. На данный момент насчитывается 450 точек продаж, 528 авторизованных сервисных центров и 250 магазинов запчастей. Объёмы продаж техники измеряются сотнями тысяч. Встретить в Турции мотоциклы и мопеды с логотипом Mondial проще простого, но, к сожалению, собственных разработок у компании нет – это всё китайские модели, большинство их которых производится на заводе CFMOTO .
Известные у нас мотоциклы CFMOTO 650NK и квадроциклы CF800 X8 продаются в Турции под именами Mondial SD-650S и Mondial Terra Lander 800 (4X4) соответственно