Английская компания Velocette с самого начала ХХ века производила мотоциклы: одноцилиндровые, а также двухцилиндровые оппозитные двух- и четырёхтактные. Они не смогли пережить кризис европейской мотопромышленности середины 60-х, но продержались на плаву дольше многих – до 1971 года.
1857. В Обервинтер (провинция Райне) в Германии родился Йохан Гудэеманн, который в возрасте 19 лет перебрался в Англию и принял там более привычные слуху коренного населения имя и фамилию Джон Тейлор. Уже в зрелом возрасте, после получения английского гражданства, он ещё раз поменяет фамилию, на созвучную семейной – Гудман.
1905. Джон Тейлор и его партнёр Вильям Гью используют имя Veloce для первого мотоцикла компании Teylor – Gue Ltd. Позднее в этом же году Джон откроет собственную фирму по производству мотоциклов и запчастей.
1906. Начинается серийное производство мотоцикла Veloce 2 H.P.
1907. Сыновья Джона (Перси и Юджин) создают компании New Veloce Motors и Veloce Motor Car. Идут работы над автомобилем, который так и не был запущен в производство. Компании, несмотря на названия, занимаются производством деталей, не имеющих отношения к мотоциклам и автомобилям.
1908. Компания отца Veloce Ltd. работает над новой моделью мотоцикла, в которой решено использовать двигатель, разработанный сыновьями.
1909. Представлен мотоцикл 2 1/2 H.P. с двухтактным мотором объёмом 276 см3. В этом передовом аппарате было много технических инноваций, опередивших своё время.
1910. 276-кубовый мотоцикл продаётся не очень хорошо, модельный ряд решено расширить более простым и дешёвым 499-кубовым четырёхтактным нижнеклапанным мотоциклом.
1911. Джон Тейлор получает британское гражданство.
1912. Модель 2 1/2 H.P. добивается успехов в гонках и приобретает популярность. На её основе создаётся также модель для женщин с рамой иной формы.
1913. На мотоциклах Veloce появился ножной стартер – редкость для того времени. Выходит новая модель Velocette 206 с двухтактным двигателем. В первом каталоге компании перечислены выпускаемые модели мотоциклов, аксессуары к ним, а также описаны технические достижения компании, внедрённые в производство за прошедшие восемь лет.
1914. Velocette выходит в односкоростном варианте с ременным приводом и с двухскоростной коробкой передач и цепным приводом. К некоторым моделям мотоциклов можно было заказать коляску.
1916. Компании сыновей Джона Перси и Юджина присоединяются к компании отца.
1919. В производстве остались только двухтактные модели – D1 и DL1, которые были переработаны в D2 и DL2.
1920. Фабрика переезжает в Victoria Road, Aston, Birmingham. Три мотоцикла D2 принимают участие в ACU Six Days' Trial и возвращаются оттуда с золотом.
1921. Выходит D3 ACU Six Days' Trial с трёхскоростной КПП и цепным приводом, но без привычного нам рычага сцепления.
1922. Появляется сцепление, но не на привычном месте, а в приводной звезде на заднем колесе.
1923. Объём двигателя увеличивается до 249 см3, появляется электрическая фара (Maglita), добавляются модели G и GC (C – Сolonial).
1924. Представлены упрощённые и удешевлённые модели А с ременным приводом и двухскоростной КПП, а также B – с цепью и тремя скоростями.
1925. Год больших перемен. Серия G переименовывается в H, модель A становится AC, попутно меняя ремень на цепь в приводе, возвращаются четырёхтактные моторы – в верхневальном исполнении они ставятся на модель K. Её сначала окрестили по-старому Veloce, но потом переименовали в уже ставшее популярным Velocette. На её основе создан спортивный KSS. Модель для женщин по-прежнему осталась в производстве, она маркируется E’s.
1926. Название Velocette зарегистрировано как торговая марка. Фабрика переезжает в новое просторное помещение в Hall Green, Birmingham. Алек Беннет приносит компании первую победу в гонке ТТ, выиграв с 10-минутным преимуществом в классе Junior TT.
1927. Двухтактный мотор модернизируется, при этом рабочий объём остаётся прежним – 249 см3. Из рамы спортивного KSS и гражданского двигателя K делают KS – мотоцикл, который хорошо рулится, но не требует спортивного внимания к двигателю после каждого выезда.
1928. Модель K бьёт мировой рекорд расстояния, преодолеваемого за один час, проходя более 100 миль. Компания празднует это, выпуская KE и KES, где “E” обозначает экономичность.
1929. У модели U появляется супер-спортивная версия USS, а также дорожная версия «Модель 32». Впервые мотоцикл компании окрашен не в чёрный цвет – у «Модели 32» бензобак синего цвета. Реплику мотоцикла KSS, участвующего в ТТ, можно купить – она продаётся как KTT. На нём впервые применено ножное переключение передач. Также в модельном ряду появляются 350-кубовые четырёхтактные верхневальные KN и KNS.
1930. В новом двухтактном GTP впервые на мотоцикле применена катушка зажигания. В KTP поставили двухпортовую головку цилиндров, позволяющую установить два карбюратора, при этом клапанов в цилиндре всего два – впускной и выпускной.
1931. В ознаменование побед, завоёванных в гонках ТТ на бензобаках появилась надпись “26-28-29 TT Winners”. Для того, чтобы различать KTT разных поколений, им дают суффиксы – Mk II и Mk III.
1932. Появился KTT Mk IV. Двухтактный GTP получает сиcтему автоматической смазки, где маслонасос дозирует подачу во впускной тракт в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки – ещё одна инновация от Velocette.
1933. В серии M используются верхнеклапанные двигатели. В MOV – объёмом 248 см3, а в MAC – 349 см3.
1934. Новый 500-кубовый OHC Racer приходит третьим в Senior TT.
1935. 500-кубовый MSS дополняет линейку M. Также появляется KTT Mk V.
1936. Очень маленьким тиражом выпущен KTT Mk VI.
1937. Заводская команда занимает второе место в Junior TT. На первом – команда ISDT, использующая 600-кубовые двигатели Velocette OHV.
1938. Заводская команда Velocette занимает две верхних ступеньки пьедестала в Junior TT и второе место в Senior TT. Из новинок – только KTT Mk VII.
1939. Выходит KTT Mk VII. Koманда опять выигрывает Junior TT. Начаты работы над двигателем Roarer – 490-кубовым четырёхтактником с нагнетателем, а также над прототипом О с оппозитным двигателем объёмом 580 см3. Оба проекта не были завершены.
1940. На базе модели MAC разработаны и поставляются для нужд армии и полиции версии MDD и MAF.
1946. В послевоенной линейке остались GTP, MOV, MAC, MSS и KSS.
1947. В гонке Junior TT на о. Мэн мотоциклы Velocette занимают первые четыре места.
1948. На серию M начали устанавливать телескопическую переднюю вилку с пневматикой Dowty Oleomatic. Вся серия K снята с производства, кроме гоночного KTT Mk VIII. В гонке Junior TT опять взят победный дубль. Анонсирована внешне необычная серия L.E. с оппозитным двигателем жидкостного охлаждения объёмом всего 150 см3.
1949. В производстве остались 350-кубовый MAC и 150-кубовая L.E. Заводская команда получила новые двухвальные моторы объёмом 350 и 500 см3, с ними удаётся повторить успех 1938 года, заняв две верхних ступеньки пьедестала в Junior TT и второе место в Senior TT. Фредди Фрит на Velocette побеждает в первом чемпионате MotoGP в классе «350 см3».
1950. Гонщик Боб Фостер выигрывает на Velocette второй Кубок чемпионата GP в классе 350 см3.
1951. Двигатель L.E. увеличен в объёме до 200 см3, вдобавок эта модель получает переднюю телескопическую вилку.
1952. Полностью переработана головка цилиндра двигателя серии MAC.
1953. На серии МАС появилась задняя маятниковая подвеска, мотоцикл стал двухместным.
1954. В модельный ряд возвращается MSS – он внешне похож на MAC, но в нём стоит совершенно новый двигатель.
1955. У MSS появляется две модификации: US – для продажи на рынке США, и Scrambler.
1956. Представлены спортивные модели Venom 500 и Viper 350. Оппозитный двигатель от L.E. был немного упрощён и лишился жидкостного охлаждения – его использовали в модели Valiant.
1957. Год основания Velocette Owners Club – клуба владельцев техники компании.
1958. Представлен L.E. Mk III с четырёхскоростной КПП с ножным переключением и кикстартером. MSS, Venom и Viper в базовой комплектации получают аэродинамические кожухи для двигателя, изготовленные из стекловолокна. Годом позже их переведут в разряд аксессуаров – не всем пришлось по душе это нововведение, полностью закрывающее двигатель.
1959. Для Valiant стал доступен передний обтекатель Veeline из стекловолокна – вещь полезная и передовая, но уж очень страшная внешне.
1960. Серия MAC снята с производства, зато появился 250-кубовый скутер Viceroy с двухтактным оппозитным мотором воздушного охлаждения.
1961. 18–19 марта мотоцикл Venom 500 установил рекорд средней скорости для 24-часового заезда – 100,05 миль в час. Этот рекорд, кстати, держится до сих пор. В ознаменование этого события в следующем, 1962 году были выпущены версии Special мотоциклов Venom и Viper.
1963. Модель L.E. получает обтекатели из фибергласса и приобретает собственное имя Vogue.
1964. Последний год производства Valiant и Viceroy.
1965. Появляется Thruxton с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем объёмом 499 см3.
1966. Venom Mk II и Viper Clubman получают множество современных деталей от Thruxton.
1967. Отсталому в техническом плане Thruxton удаётся выиграть Production TT.
1968. Последний год производства Viper и Vogue.
1969. Последний год производства модификаций Special, Scrambler и Endurance.
1970. Заканчивается производство MSS и Venom.
1971. Снят с производства Thruxton. В феврале Veloce Ltd. полностью закрывается.
Двухтактники Velocette
Имя Velocette впервые было использовано, чтобы обозначить появившуюся в модельном ряду двухтактную модель, и отличалось от старших Veloce уменьшительно-ласкательным суффиксом. Лёгкие и мощные мотоциклы с объёмом двигателя 200–250 см3 хорошо себя проявили и на улице, и на гоночном треке, принеся компании множество побед в гонках ТТ на острове Мэн. В них впервые в мире была применена система раздельной смазки, при которой водителю больше не приходилось смешивать бензин с маслом на заправке.
Velocette серия K
В Velocette понимали, что одними двухтактниками рынок не покорить, поэтому в середине 20-х годов ХХ века выпустили на рынок четырёхтактную серию К. Это была передовая с технической точки зрения конструкция с верхневальным мотором. Через год после появления гражданской K появился спортивный KTT, подготовленный к гонкам. Множество побед на о. Мэн и треке Брукландс закрепило за компанией имидж производителя надёжных и быстрых мотоциклов. В производственной программе серия K продержалась 23 года – с 1925 до 1948.
Серия M
Серия K была на острие технического прогресса, но публика требовала чего-то попроще и подешевле. Так появилась серия M с нижневальным мотором. Мотоцикл получился гораздо менее трудоёмким в производстве, что снизило его цену. Дебютировав с рабочим объёмом двигателя 250 см3, MOV тут же обрёл популярность из-за своей доступной цены и поразительной надёжности. С техническими характеристиками тоже было всё в порядке: максимальная скорость 126 км/ч была внушительным показателем, управлялся мотоцикл легко и непринуждённо.
Больше, значит, лучше
У MOV был «квадратный» двигатель, в котором ход поршня равнялся его диаметру (68х68 мм). Путём увеличения хода объём мотора был увеличен до 350 см3 – так получился MAC, ставший бестселлером компании. Вскоре была взята новая высота – 500 см3. Новому мотоциклу дали раму от гоночного KTT Mk V и собственное имя MSS (SS – SuperSport).
После войны – L.E.
После окончания Второй мировой войны Объединённое Королевство нуждалось в дешёвом, простом и практичном мотоцикле для поездок на работу и обратно. Именно таким и был задуман L.E. (Little Engine – маленький мотор). 149-кубовый оппозитный четырёхтактный нижнеклапанный мотор с жидкостным охлаждением дизайнером Чарльзом Удаллом был помещён в пространственную штампованную раму из стали с маятниковой задней подвеской и телескопической передней вилкой. К сожалению, передовой и необычный дизайн отрицательно сказались на себестоимости. Поэтому, хотя L.E. и стал самой массовой моделью компании, прибыли он принёс не так много, как планировалось. Положение немного спасал долгосрочный контракт на поставку этих необычных мотоциклов для полиции. Этот мотоцикл, а также последующие производные от него, окрашивались в весёлые светлые цвета: голубой, бирюзовый, белый, в то время как классические мотоциклы в основном сходили с конвейера в строгом чёрном.
Кризис 60-х
Как и множество британских мотоциклетных компаний, блиставших в 50-е, к середине 60-х Velocette почувствовала давление со стороны японских производителей, и случилось это на волне потери популярности мотоциклов как таковых и вытеснения их с рынка дешёвыми автомобилями. Выпущенная в 1960 Velocette Viceroy не сумела завоевать популярности своей предшественницы L.E. Да и немудрено – оппозитный двухтактный скутер был людьми просто не понят, несмотря на передовую 12-вольтовую проводку и электростартер, он не нашёл себе места на растущем рынке скутеров.
Velocette Vogue
В 1961 г. инженеры и маркетологи компании Velocette сделали выводы из провала модели Viceroy и выпустили Vogue. Идея была в предоставлении почти автомобильного комфорта и защищённости от погоды, не балующей жителей Туманного Альбиона солнечными днями, при сохранении цены мотоцикла. Вывод казался правильным, но оказался вовсе не тем, что требовалось покупателю. Рынку был не нужен мотоцикл, полностью закованный в панели из фибергласса, тяжёлый, неповоротливый и чахлый. Ведь в нём стоял всё тот же оппозитный четырёхтактный нижнеклапанный двигатель, как на L.E. Щитки для ног, высокое лобовое стекло и даже багажные кофры в штатной комплектации не могли помочь продажам этому чудному транспортному средству, не имеющему сил преодолеть отметку в 100 км/ч. Битва между дизайном/аэродинамикой и грубой силой мотора была выиграна японскими компаниями. Vogue (в переводе «Мода») так и не вошёл в моду и был снят с производства в 1968 году.
Velocette Venom
Полулитровый Venom был анонсирован в 1956 году вместе с младшим 350-кубовым братом Viper. Для своего времени это был мощный и современный мотоцикл, развивающий 50 км/ч ещё до момента, когда рычаг сцепления был полностью отпущен, на второй передаче он ехал больше 110 км/ч, на третьей уверенно показывал 105 миль в час (порядка 170 км/ч). Для середины 50-х это были очень достойные показатели. Комплектация была богатой: в стоке стояли алюминиевые ободья колёс, магнето BTH, гоночный карбюратор Amal, тахометр, громкий спортивный выхлоп и подножки пассажира. В 1961 году Velocette Venom стал первым мотоциклом в истории, который за 24 часа сумел проехать 2400 миль (3900 км). На тот момент это была лучшая и самая быстрая «Пятисотка», и это в момент, когда одноцилиндровые «500-ки» правили миром!
Velocette Thruxton
Последняя модель компании – самый быстрый серийный Velocette, 45-сильный Thruxton – вышла на рынок, когда кризис был уже в самом разгаре, в 1964 году. Он был даже быстрее гоночных верхневальных болидов компании. Его карбюратор Amal GP с диаметром диффузора 1 1/4” был настолько большой, что под него пришлось делать дополнительную выемку в правой половинке бензобака. Это был спортсмен, вместо трубы руля устанавливались низкие клипоны. Одноцилиндровый двигатель мгновенно раскручивался, откликаясь на «газ», и был практически лишён вибраций. По сравнению с прямым конкурентом BSA GoldStar, Thruxton был плавнее и цивильнее, точнее рулился, при этом был быстрее. В 1967 году на этой архаичной конструкции (двигатель был нижневальным) удалось одержать победу в гонке ТТ на острове Мэн. «Тракстон» продержался в производстве дольше остальных моделей – его перестали выпускать только с окончательным закрытием компании в 1971 году.
Indian Velo 500
В конце 60-х американский предприниматель Флойд Клаймер продавал на рынке США мотоциклы Indian Velo 500, собранные из английских и итальянских комплектующих на основе рамы Italjet, передней вилки Marzocchi и двигателя от Thruxton. Благодаря грамотному подбору компонентов мотоцикл весил на 20 кг меньше, чем Thruxton, при этом обладал более качественными подвесками и более цепкими тормозами. Успеху проекта помешала внезапная смерть Клаймера. В США было ввезено всего 200 мотоциклов. Ещё 50 осталось в Италии, где их собирали. Впоследствии они были выкуплены Джоффом Докиным – лондонским дилером Velocette.