Горный Алтай: живая история

Горный Алтай: живая история

текст: Андрей Трифонов
фото из архива редакции

Интересуясь путешествиями по Горному Алтаю, обязательно наткнёшься на десятки статей и отчётов на эту тему. Да и наш архив – только копни, за 15 лет выпуска журнала – не менее двух десятков материалов. Чем же так интересен Горный Алтай сегодня?


Действительно: Кавказ к центральному региону гораздо ближе, Альпы на порядок проще в доступности, а Урал местами ничуть не менее красив. Участвовав в десятке походов по Горному Алтаю и организовав шесть из них, у меня сформировалось понимание, зачем люди едут в эти горы, в том числе на мотоциклах. Вслушайтесь в музыку этих названий: Катон-Карагай, Хиндиктиг-Холь, Чаган-Узун, Кызыл-Хая… Наберите в любом поисковике «плато Укок» или «алтайская принцесса» – и, возможно, вам захочется познакомиться с этим загадочным краем поближе.

Обзор наш ни в коей мере не претендует на полноту, он лишь позволяет представить себе некоторую часть нюансов путешествий в этих местах и предлагает несколько готовых и не раз опробованных интересных маршрутов.

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ, не имеющий, кстати, никакого отношения к Чуйской долине, что в Казахстане.

Протяжённость горной части (Бийск – Ташанта) – 590 км. Проходим для большинства дорожных мотоциклов, не требует специальных навыков от водителей. Среднее расстояние между АЗС – 60 км. Общепит доступен в крупных посёлках.

Тем не менее, получил название от реки Чуя, по долине которой он и пролегает на протяжении 190 км от Кош-Агача до Ини. При этом историческая, она же горная и наиболее живописная часть дороги идёт аж до Бийска. Это, скажем так, «ворота» Горного Алтая. И часто путешественники ограничиваются лишь проездом по тракту туда-обратно. Дорога красивая, спору нет. Одна из самых красивых (если не самая) в России. Два перевала – Семинский и Чике-Таман, а также многочисленные прижимы – «бомы» – участки дороги, вырубленные в скалах над пропастью, дают полное представление, что такое классическая горная дорога. Оборотная сторона – большая загруженность, а в результате высокая аварийность – заставляют быть здесь предельно внимательными. Соответственно, смотря внимательно на дорогу, красот не увидишь. Если, конечно, не сидишь на пассажирском месте.

Достопримечательности Чуйского тракта описаны в специализированных источниках с подробностями, и останавливаться на них мы не будем. Скажем лишь, что в начальной его части, от посёлка Майма до посёлка Усть-Муны, на протяжении почти полусотни километров между проезжей частью и берегом Катуни, на полоске от 100 до нескольких сотен метров расположено огромное количество турбаз, впрочем, невысокого уровня. А между базами – практически бесконечный стихийный палаточный лагерь, доступный для подъезда легковых машин и оттого довольно неопрятный. Дальше начинается настоящая горная дорога, перевалы и прочие красоты. Дорога вниз по Чуйскому тракту от Бийска, на самом деле, идёт вверх – в районе степей Кош-Агача его высота уже 1000 м над уровнем моря. Отдельно стоит упомянуть село Акташ, расположенное как раз на границе растительности и высокогорных степей. Дальше уже нет деревьев, по обочинам лишь колючие кусты, да и вместо земли смесь песка и каменной крошки.

А ещё Чуйский тракт – своеобразна нить, на которую «нанизаны» практически все горно-алтайские мотоциклетные маршруты.

ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО, одно из трех самых глубоких в России.

Маршрут начинается и заканчивается на Чуйском тракте – в Майме и Акташе соответственно. Протяжённость – 390 км, из них 80 км – по озеру на пароме. АЗС на маршруте есть в посёлке Артыбаш. Прохождение маршрута затруднено участками горных дорог, требующих от водителей навыков внедорожной езды. Мотоциклы (туристические эндуро, оборудованные покрышками повышенной проходимости) должны быть как можно легче. Для того же, чтобы получить удовольствие от езды по горной части маршрута, желательно иметь машину сопровождения.

Итак, перед вами, пожалуй, лучший маршрут по Горному Алтаю. Начинается в столице края, Горно-Алтайске и радует довольно приличным асфальтом до самого Телецкого озера. Серпантины не настолько круты, чтобы концентрироваться только на управлении, а красота по сторонам пока почти не тронута человеком. Редкие деревеньки мало населены, и местами чувствуешь себя практически как в Альпах.

Оказаться в пресноводном фьорде, почувствовав под собой сотни метров кристально чистой воды, можно только здесь. Телецкое озеро, уникальное природное образование, вытянулось с севера на юг вдоль двух горных хребтов на десятки километров. Путешествие по его глади с остановкой у водопада Корбу, к которому можно добраться только по воде, занимает около шести часов.

А дальше вы почувствуете себя первооткрывателями. После высадки с мотоциклами на противоположный берег озера кажется, будто ты попал на необитаемый остров – узкая горная дорога, вьющаяся в долине бурного Чулышмана, практически безлюдна, и лишь редкие турбазы да небольшие деревеньки нарушают чувство полного горного уединения. Кульминация маршрута – перевал Кату-Ярык, взобравшись на который, вы будете вознаграждены потрясающим видом.

Любопытно, что спуска дальше не последует, поскольку вы окажетесь на огромном Улаганском плато. Горы соседствуют там с озёрами с прозрачной водой, буквально кишащими рыбой. А самый сложный вопрос, который вам придётся решать в Акташе, куда приведёт вас дорога, это повернуть ли назад, в сторону Барнаула, или поехать дальше, к новым приключениям.

ТРОПА ИНЯ-ТЮНГУР проложена в конце 40-х годов XX века, отмечена в «Атласах автодорог СССР» вплоть до 80-х годов как «автомобильная дорога республиканского значения».

Маршрут начинается и заканчивается на Чуйском тракте – в Ине и Туэкте соответственно. Протяжённость – …. км, из них ... км категорийной даже у пешеходников тропы. АЗС на маршруте есть в посёлках Усть-Кокса и Усть-Кан. Для категорийного участка желательно использование лёгких эндуро. Однако при устойчивых навыках езды по горам и подготовке мотоциклов могут быть использованы относительно лёгкие туристические эндуро без багажа. Также желательна машина сопровождения.

По факту, дорогой эта тропа, начинающаяся за посёлком Инегень и заканчивающаяся в Тюнгуре, никогда не была. Хоть местами и можно встретить отсыпку тропы с отбойниками шириной в «полуторку». Использовалась же она в качестве скотогонной недолгое время. Сегодня это лучшее место, чтобы «пощекотать нервы», прокатившись на мотоцикле над 40-метровой пропастью по тропе, пробитой в отвесной скале. При этом действительно сложных для проезда мест на тропе всего пара подъёмов, а главная экстремальная составляющая – необходимость отправить машину сопровождения до Тюнгура в объезд – по тропе проезд четырёхколёсного транспорта исключён.

ГОРНАЯ КОЛЫВАНЬ. Степи, горы и озёра.

Маршрут начинается в Барнауле и заканчивается на Чуйском тракте – в Туэкте. Протяжённость – 1300 км. АЗС на маршруте есть в достаточном количестве. Прохождение маршрута затруднено участками горных дорог, требующих от водителей навыков внедорожной езды. Мотоциклы (эндуро, оборудованные покрышками повышенной проходимости) должны быть как можно легче. Желательно иметь машину сопровождения.

Маршрут уникальный и насыщенный по своему содержанию, весьма разнообразный и сложный, а также довольно продолжительный – рассчитан на 8–10 десять дней. Вас ждут как большие дневные перегоны, так и обилие разбитых горных и полевых дорог, сложные перевалы, а также захватывающее преодоление глубоких каменных бродов.

Отправная точка маршрута – город Барнаул, из столицы Алтайского края путь лежит на юго-запад – к границе с Казахстаном, к озеру Колыванское, которое образовалось несколько миллионов лет назад. Довольно быстро живописная алтайская степь превращается в ещё более выразительные предгорья – на зелёных холмах появляются скальные выходы. И, конечно, само озеро Колыванское, со своими неземными пейзажами.

Во время прохождения маршрута вы практически касаетесь течения времени – проедете по заброшенной демидовской дороге, увидите своими глазами до сих пор исправные гидротехнические сооружения XVIII века. А кульминацией станет посещение села Сентелек, знаменитого расположенным рядом уникальным курганом скифского времени – V века до н. э. У него необычайно большой диаметр – около 46 метров, при высоте 2 м.

ТЁПЛЫЙ КЛЮЧ. Непредсказуемые источники.

Линейный маршрут длиной около 150 км в одну сторону. Начинается и заканчивается в посёлке Кош-Агач, где есть единственная АЗС на маршруте. Проходит по горным дорогам приличного качества. Требуется получение пропуска в погранзону.

Стоит ли проехать весь Чуйский тракт, чтобы посетить в общем-то ординарный перевал с радоновым источником? Однозначно да, особенно если любите всё необычное. А необычен именно этот источник. Место, считающееся священным для алтайцев, на самом деле обладает неординарными свойствами. Ничуть не умаляя красот дороги, которая идёт сначала по ровной как стол степи, а потом петляет в горных ущельях, мы всегда ездили на источник только затем, чтобы в нём искупаться. Его целебные свойства я однажды испытал на себе, попав туда после падения с мотоцикла – после купания все раны зажили буквально на следующий день, а ушибы и гематомы, мучившие меня целую неделю, прошли практически сразу после купания. Что любопытно – когда я через несколько лет оказался там снова и залез в источник просто так, без каких-либо недомоганий, у меня целый день после этого болела спина.

Примечательно место и своим пейзажем – в нём практически нет зелёного цвета. Только камни и вода. И корпуса небольшой горно-обогатительной фабрики вдали. «И всё?» – спросите вы. Конечно же, нет – перевал Тёплый ключ – начальная точка путешествия на плато Укок… Но это тема другой статьи.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Как вы видите, мотоциклетные путешествия по Алтаю организуются не просто. Инфраструктура и дорожная сеть края относительно развиты только вдоль Чуйского тракта, качественных гостиниц и турбаз по пальцам пересчитать, а те, что есть, обычно забронированы на весь сезон заранее. Езда по горному бездорожью на гружёном мотоцикле также затруднительна. Соответственно для организации придётся привлекать машину-техничку с гидом. Такой сервис предлагается, надо лишь проявить настойчивость в поисках. Самый удобный вариант – воспользоваться услугами туристических агентств, работающих с мотоциклистами. Они также представлены в регионе.

УСТАНОВКА ЛАГЕРЯ

Палаточный лагерь – по-прежнему самый распространённый вид остановки на ночь. Не рекомендуется ставить его на одном уровне с горной рекой – из-за интенсивных осадков, которые бывают в горах непредсказуемы, её уровень может значительно вырасти буквально за считанные минуты. Также не стоит ставить лагерь неподалёку от населённых пунктов или в зоне видимости кочевников. Ну и, конечно, ни в коем случае не предлагайте местным спиртные напитки. Если же гости в лагерь всё же пришли, ограничьтесь несколькими пачками сигарет, чтобы не отпускать людей с пустыми руками.

ПОДГОТОВКА МОТОЦИКЛОВ

Вы не получите удовольствия от посещения Горного Алтая, если будете ехать на гружёном мотоцикле, что делает необходимым привлечение автомобиля технической поддержки. Но и сгрузив в неё весь туристический скарб, сможете насладиться ездой только в случае, если мотоцикл ваш не тяжелее 200 кг и будет оборудован внедорожными шинами. Специфика региона – многочисленные броды – также требует подготовки. И позаботиться о верхнем заборе воздуха для двигателя может быть недостаточно. А вот иметь на каждый аппарат запас моторного масла для смены очень желательно – стоит уронить один раз мотоцикл в реку, и масло превратится в эмульсию, которую надо менять как можно быстрее.


< Трёхтактный двигатель Мобильная кладовая >
6 Декабря 2017 08:57 Андрей Трифонов