Академия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 3. Торможение

Академия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 3. Торможение

Текст: Антон Безшляга, Михаил Пимус
Фото: Антон Безшляга, Кирилл Калапов

На протяжении двух уроков мы постарались на наглядных примерах рассказать вам про построение правильных траекторий в контексте шоссейно-кольцевых мотогонок. Для настоящего джедая это лишь самое начало пути. Настало время для перехода к конкретике, относящейся к управлению мотоциклом. Сегодня разберём торможение. В плане прогресса информация будет крайне полезной!

Журнальный план занятий полностью построен на базовом плане «Академии мотоспорта Антона Безшляги». Для начинающих кольцевиков первым делом жизненно важно освоиться с траекториями с привязкой к конкретному треку. Это база, без которой нельзя продолжать дальнейшее обучение. Знание правильных траекторий сразу же станет для ученика конкурентным преимуществом перед теми, кто, начитавшись умных книжек и наслушавшись советов, с первых же кругов безуспешно пытается усвоить десять различных тем за раз. Каждый отдельный урок как кирпичик, из которого затем выстраивается мощный фундамент. Если побросать всё в кучу и залить сверху раствором, в лучшем случае получится эффектный, но бестолковый арт-объект.

После того, как все траектории изучены и усвоены, приходит время ускоряться. Сразу появляются трудности. Открыть «газ» где-нибудь на прямой – пара пустяков. Но что делать дальше? Пройти на полном ходу поворот физически невозможно. Как замедлиться перед поворотом так, чтобы не упасть и не сильно потерять темп? Рецепт есть! Он немного труден в понимании, но очень полезен в том числе и за пределами трека.


Рассказ о правильной последовательности действий при торможении мы начнём от противного. Сначала расскажем, как делать нельзя. Итак, вариант первый – прохождение круга с постоянной скоростью вообще без торможения. Идея примитивная и мимо спорта, но условно цензурная. Сработает только в случае ознакомительной поездки по треку на пешеходной скорости. Вариант второй – резкое торможение перед поворотом с последующим прокатом на выжатом сцеплении или ровном «газу». Забудьте раз и навсегда про выжатое сцепление в повороте и резкие движения тормозом как таковые! Ровный «газ» не так разрушителен, но и его туда же в уголок мракобесия. Вариант третий – осадить мотоцикл нажатием на тормоз прямо в наклоне посреди поворота. Это то, что имеют в виду, когда говорят, что нельзя тормозить в повороте. Хуже, пожалуй, не придумать. Данная практика рано или поздно приведёт вас к потере контроля над передним колесом и, как результат, к падению. Про темп с траекториями нечего и говорить.


У нас остаётся тот самый единственный правильный вариант. Вот как всё должно выглядеть. Допустим, вы на приличной скорости приближаетесь к одному из поворотов, который уже невозможно пройти без торможения. Иначе вылет с трассы. Согласно неписанным законам кольцевых гонок, не переставая двигаться по единственно верной траектории на некотором удалении от апекса вы должны прекратить разгон и приступить к снижению скорости до той, которая бы позволила вам оптимально и быстро пройти поворот. Первым делом полностью закрываем «газ». И сразу же без пауз плавно и быстро нажимаем на передний тормоз примерно на 70–80 % от максимума. Закрытый дроссель запустит торможение двигателем, а почти экстренное мощное торможение перенесёт весь вес на переднее колесо, сожмёт переднюю вилку и переднюю покрышку. Тем самым мы получим уверенный «держак» на переднем колесе и хорошее замедление. Но это ещё не всё. «Держак» необходимо сохранить вплоть до апекса, чтобы затем уверенно начать разгон. Именно поэтому бросать передний тормоз до апекса ни в коем случае нельзя. Это очень важно! С момента начала торможения до апекса необходимо плавно отпускать рычаг тормоза. Схема получается следующая: сначала быстрое и плавное нажатие на тормоз почти на границе максимума (фото 1), а затем плавное отпускание рычага до нуля в точке апекса (фото 2). Стоп-сигнал мотоцикла загорается в момент полного закрытия ручки «газа» и тухнет не раньше достижения апекса. Подобное нелинейное замедление помогает меньше терять темп и лучше контролировать мотоцикл в наклоне в каждый момент времени.


Та точка, в которой перед поворотом начинается торможение, называется точкой начала торможения. Её положение не фиксировано. Она может сдвигаться вперёд-назад строго по траектории. Подбирается опытным путём, исходя из скорости, которую мотоцикл развивает при подходе к повороту, навыков пилота и возможностей тормозной системы мотоцикла. Если вы на начальных этапах обучения, делая всё по науке, на торможении сбрасываете скорость почти до нуля сильно раньше апекса – двигайте точку начала торможения чуть вперёд или наращивайте темп (только не одновременно).

Часто конфигурация трека может заставить вас тормозить в наклоне. В этом нет ничего страшного. Правильно исполненное торможение на прогретой корректно накачанной резине практически исключает падения. К эффектному полёту отдельно от мотоцикла во время или после торможения обычно приводит не до конца закрытый «газ» или резкий удар по рычагу тормоза.


Для большей наглядности рассмотрим зависимость приложенной к рычагу переднего тормоза силы от траектории и апекса на примере двух поворотов трека «Лидер». В случае с дальним правым поворотом у леса (фото 3) торможение начинается ещё до скругления полотна трека на последних сантиметрах прямолинейного движения мотоцикла. Почти сразу за точкой начала торможения прямая траектория переходит в дугу. Интенсивность торможения в самом начале мгновенно выходит на локальный максимум (широкая часть графика), а затем плавно сходит на нет в точке апекса. В первом правом повороте после линии старт/финиша (фото 4) точка начала торможения находится слева у ограждения на уровне металлической арки с часами. Интенсивность нажатия в точке начала торможения в пределах 70–80 % от абсолютного максимума (широкая часть графика). Загрузку вилки и передней покрышки придётся сохранять при помощи тормоза достаточно долго, так как траектория в данном повороте весьма протяжённая. Чтобы всё исполнить правильно, необходимо хорошо разогнаться на прямой вдоль трибун.


Напоследок рекомендуем с высоты свежеполученных знаний ещё раз просмотреть иллюстрации к первым двум урокам. В них мы выделили для вас, где это необходимо, красным цветом прямо на траекториях зоны торможения. Таким образом, можно не только наметить себе точки начала торможения, но и выследить те повороты на «Лидере», в которых тормозить не следует.

Выражаем благодарность «Академии мотоспорта Антона Безшляги» за помощь в подготовке материала, www.sportbikeschool.ru, тел.: (926) 777-79-25.

< Стантрайдинг на KTM Duke 390Motobécane >
16 Октября 2016 15:12 Михаил Пимус