Ищем спонсора

Ищем спонсора

Текст: Анастасия Нифонтова
Фото из архива автора

Мотоспорт – это расходы, причём немалые. Если вам не повезло родиться сыном Рокфеллера или хотя бы хозяина нефтяной скважины, финансовая поддержка придётся очень кстати. Причём получить её могут даже любители. Каким образом, рассказывает Анастасия Нифонтова, призёр «Дакара» в женском зачёте, победительница национальных международных соревнований по ралли-рейдам.


Если в строке поиска в интернете забить вопрос, как найти спонсора, в первую очередь выскочит куча сайтов знакомств и поиска содержанок. К сожалению, большинство наших спортсменов воспринимают спортивное спонсорство с такой же точки зрения. Я весь из себя молодой и красивый, поэтому давайте, содержите меня, а я за это буду не натурой расплачиваться, как в случае с девушками, а тем, что в своё удовольствие буду выступать на соревнованиях. Друзья мои, расстрою вас сразу и навсегда – в спорте так не работает. Поиск спонсора – это сложная, кропотливая, нудная работа, а после того как вы его найдёте, этой работы становится не меньше, а даже больше.

Вам всё ещё интересна эта тема, или ну его нафиг, буду ждать, пока меня заметит богатый папик и подарит на гонки кучу денег просто так? Для начала развею один миф. Многие считают, что рассчитывать на спонсорство может только быстрый гонщик, который завоёвывает высокие места в статусных чемпионатах. Это совсем не так. Даже если вы самый медленный хоббит на свете, у вас есть все шансы получить поддержку. Для начала рассмотрим, какие бывают уровни спонсорства. Основных всего четыре.

1. Дар / пожертвование .

2. Торговое спонсорство .

3. Любительское спонсорство .

4. Профессиональное спонсорство.


С первого уровня мы все обычно начинаем и, к сожалению, там же и заканчиваем. Здесь всё понятно, это стартовый уровень, как стартовый капитал вашего бизнеса. Мама с папой, друг или богатый дядя, поверив в ваш талант, выделили некоторое количество денег, чтобы вы проявили себя. В конце сезона вы действительно проявляете себя, становитесь чемпионом школы, города, района или даже края, но после этого почему-то спонсоры не выстраиваются в очередь, а у мамы с папой деньги уже закончились, да и дяде это всё тоже перестало быть интересным. История тупиковая, поэтому её можно рассматривать только как первоначальный пинок под зад, а вот насколько дальше вперёд вы с этого пинка улетите, зависит только от вас. Второй уровень – это уже первая ступенька в серьёзной работе спортсмен – партнёр. В данном случае вы находите компанию (это может быть и местный ларёк в гаражах по продаже мотозапчастей, и большая компания, представляющая серьёзные бренды на рынке), которая в качестве спонсорской поддержки выделяет вам определённую продукцию, будь то запчасти, экипировка, тюнинг и прочее, на определённую сумму денег. И вот тут начинается самое интересное! 



Если компания опытная, то перед тем, как заключить партнёрское соглашение, вы обговорите все нюансы того, как вы будете эти деньги (выданные в виде товара) отрабатывать, а если нет (что, скорее всего, особенно если вы сталкиваетесь с этим первый раз), вы должны знать, как правильно отработать и отчитаться за вложенные в вас средства. Причём победы и подиумы в данном случае будут считаться далеко не в первую очередь. Если у вас всё сложилось, вы отлично отгоняли и отработали сезон для вашего партнёра, на следующий год есть все шансы перейти на третий уровень спонсорства, который подразумевает то же самое, что и торговое спонсорство, только, помимо продукции, компания за вашу отличную работу ещё и начинает платить вам деньги. Небольшие, но всё-таки деньги. Соответственно, общая сумма вложенных в вас средств растёт, как результат, объём и качество выполняемой вами работы тоже должно расти. Четвёртый уровень – это вершина спонсорской пирамиды, о которой все мечтают, но добираются до неё единицы. В этом случае вы находите генерального партнёра, который полностью оплачивает не только все расходы, связанные с тренировочно-соревновательным процессом, но и дополнительно платит вам зарплату. Соответственно, вы можете подсчитать общую сумму потраченных на вас средств и понять, насколько больше вам нужно пахать, чтобы эту самую сумму отработать.

Спонсоры тоже бывают разные. Это важно знать для того, чтобы понимать, что именно вы хотите от той или иной компании, когда обращаетесь к ним за поддержкой.



Виды спонсоров.

1) Генеральный / титульный.

Оплачивает все расходы и занимает самое почётное место на вашей экипировке и технике. Может быть только один.

2) Официальный.

Оплачивает серьёзную часть расходов, поддерживает продуктом. Таких спонсоров может быть несколько.

3) Технический.

Как правило, нет финансовой составляющей в договоре, и партнёр поддерживает только тем продуктом, который может быть вам полезен в гонках / тренировках. Например, шинные компании или производители техники.

4) Медиа.

СМИ любого типа, которые осуществляют вашу информационную поддержку. Вывешивают анонсы с гонок, записывают интервью, снимают видеоролики и пр.


Теперь попробуем разобраться, зачем этим компаниям тратить на вас столько денег, и что они ждут взамен. Запомните раз и навсегда: победы и кубки, о которых никто не узнал ни в соцсетях, ни тем более в серьёзных СМИ – это совсем бесполезный факт в плане отработки спонсорских денег. Идея и вся философия спонсорства завязаны только на одном – реклама и продажи. Попробуйте поставить себя на место руководителя компании и на секунду стать бизнесменом, для которого каждый вложенный во что-то рубль должен как минимум удваиваться. Понимаете, о чём это я? Если вы даёте рекламу на телевидении, в журнале, газете или даже в соцсетях, естественно, вам это выливается в неслабую копеечку. И тут на помощь приходят известные личности, так называемые лидеры мнений, в число которых входят и спортсмены.



Компании, тратя на вас один рубль, должны на выходе получать два рубля в виде рекламы и увеличения продаж их продукта. Если этого не происходит, значит спонсирование превращается в убыточное мероприятие под названием меценатство, а этим, как мы обсудили в самом начале, готовы заниматься только родственники или близкие дяди, которых обычно надолго не хватает.

Как понять, насколько эффективно вы отрабатываете рекламу? Для начала загляните на ваши странички в социальных сетях. Сколько у вас подписчиков? Сколько в среднем лайков и просмотров получают ваши посты? Каждый такой лайк имеет определённую цену, его можно перевести в деньги, где математика крайне проста. Также есть определённый прайс-лист на рекламу в СМИ и за секунды показа на телевидении, поэтому когда вы приходите к потенциальному спонсору, вы должны в первую очередь показать ему не красивые картинки с подиумов и рассказать о том, что вы или ваш ребёнок самый талантливый в Южном федеральном округе, и надо во что бы то ни стало поддерживать отечественный мотоспорт. Прежде всего, потенциальный спонсор захочет увидеть медиа-отчёт за сезон с графиками, переведёнными в деньги, то есть в вашу медийную стоимость. Как только вы подсчитаете свою стоимость, сразу же поймёте, на что можете рассчитывать и за сколько сможете себя «продать». Очевидно, что если за год ваша медийка стоит не больше 1000 рублей, то идти к спонсорам и просить денег на новый мотоцикл стоимостью миллион просто глупо. В данном случае надо поработать над повышением вашей стоимости. А если вам будет достаточно 500 руб., то смело можно обращаться за такой поддержкой, потому что для вашего партнёра такой расклад будет уже выглядеть как взаимовыгодное сотрудничество, а не акт пожертвования денег на мотоспорт.



Что делать, чтобы повысить вашу медийную стоимость, привлечь к себе внимание журналистов и увеличить количество лайков и подписчиков? К счастью, благодаря социальным сетям, в наше время мы сами можем выдавать кучу контента, не дожидаясь, когда на нас обратят внимание ведущие издания и федеральные телеканалы. Живя в далёком сибирском селе, вы можете вещать на весь мир, завоёвывая аудиторию и не тратя при этом ни копейки (ну, разве что на подключение к интернету). Контент правит миром, поэтому в первую очередь обратите внимание на его качество. Прекратите вывешивать размытые желтоватые фото, на которых вы с голым пузом и в сланцах на подиуме размахиваете призом за первое место. Подпишитесь на ведущих мировых гонщиков и старайтесь подражать им. Неважно, как быстро вы мчитесь к финишу, важно, насколько фотогенично вы будете смотреться в кадре. Поверьте, фотограф из местной газеты скорее поместит на первую полосу изображение красивого и опрятно одетого спортсмена, который приехал на второе, третье или даже десятое место, чем победителя в рваных штанах и ботах, подвязанных изолентой. А если скорость, техника и вкус победы будут совмещены с красотой, то тут вам равных не будет совершенно точно.



Ещё один миф из опыта общения с нашими, да и не только нашими, спортсменами. Большинство искренне считает, что логотип спонсора на экипировке и технике – это всё, что от них требуется. Увы и ах, вся эта красота – лишь вишенка на торте партнёрских отношений. В первую очередь вы должны стать носителем идеи вашего спонсора и основным связующим звеном между ним и вашими фанатами, их потенциальными покупателями. Вы должны сами искренне любить ту компанию и тот продукт, который рекламируете, иначе ничего хорошего не выйдет. Работайте над вашим имиджем. Когда вы подписываете договор о сотрудничестве, автоматически становитесь лицом компании. И это лицо должно всегда быть привлекательным как внешне, так и внутренне, как страничка глянцевого модного журнала. Следите за тем, что и как вы пишете. Не скандальте на публике, не ввязывайтесь в неоднозначные споры о политике и религии. Никогда не выносите сор из избы. Подтяните знание грамматики русского языка. Вы должны максимально привлекать, а не отталкивать публику. Всё это занимает колоссальное количество времени и сил, но это и есть часть большой работы профессионального спортсмена, особенно на начальном уровне, пока у вас не появится возможность зарабатывать столько денег, чтобы нанять специалистов по СМИ, имиджмейкеров и пиару. Но поверьте, даже именитые мировые спортсмены в большинстве своём сами ведут свои страницы в «Инстаграм» и «Фейсбук», потому что лучше вас ни за какие деньги никто этого не сделает.



К сожалению, в рамках одной статьи не рассказать все нюансы о том, как правильно вести соцсети, как составлять грамотное партнёрское предложение и презентацию спортсмена, в какое время года правильно начинать искать спонсоров на сезон, как работать с имиджем и повышать стоимость персонального бренда, поэтому в ближайшее время я собираюсь начать вести онлайн-тренинги для всех желающих, и если вас это интересует, находите меня в сети – и давайте общаться и учиться, чтобы вместе строить культуру спортивного спонсорства в России и продолжать заниматься любимым видом спорта.



< Hydraulic Clutch Set UpПир победителей (часть 1) >

Похожие материалы

17 Июня 2018 15:49 Анастасия Нифонтова